Римма Маркова: крестьянка по рождению, актриса по призванию, баронесса по паспорту

«Гром-баба» – так актриса говорила о себе. В школе ее дразнили каланчей и циркулем, а она в ответ дралась с мальчишками. Принципиально отказывалась сниматься в рекламе, считая это недостойным настоящего артиста. И мечтала, чтобы у родных было все хорошо, а в стране мир и порядок.

Крестьянско-актерская династия

Семья Риммы Марковой была тесно связана с театром. Нет, это не была артистическая династия – родители девочки были простыми крестьянами, трудились в деревеньке Чурино Куйбышевской (сейчас Самарской) области. Здесь 3 марта 1925 года и родилась Римма. А вскоре семья переехала в Саратов – отец девочки был от природы талантливым рассказчиком и оратором, и его пригласили на работу в Саратовский драмтеатр. Мама устроилась там же гримером. Через два года у Риммы появился младший брат, в будущем не менее знаменитый актер Леонид Марков.

Римма (слева) с отцом Василием Демьяновичем и братом Леонидом. Фото: nevsedoma.com.ua

Судьба не обделила актерским талантом и детей – они играли на сцене с пяти лет. Да как играли – зрительницы в зале буквально рыдали, когда брат Риммы, на сцене игравший младшую сестру ее героя (!), в конце спектакля «умирал». Во время спектакля около театра даже скорая дежурила, на всякий случай. А режиссер театра специально под младших Марковых поставил спектакль «Дети улиц».

Не удивительно, что после окончания вологодской драматической студии, Римма с братом отправились покорять Москву. Родители всучили детям целый чемодан груш на продажу, чтобы было на что жить первое время. Сбыть удалось лишь пару килограмм, остальное съели. После этого Римма возненавидела этот фрукт на всю оставшуюся жизнь.

Римма Маркова - от школы до института. Фото: showbizzz.net

Набор в студию Ленкома уже закончился, но отличные рекомендации и талант Марковых покорил художественного руководителя театра Ивана Берсенева, и он безоговорочно принял их. Комнаты в общежитии были уже все заняты, и Марковых поселили в небольшом тамбуре. Но Римма с братом не унывали – ночевавшие до этого на вокзале, они были рады и такой крыше над головой. И с удовольствием принимали гостей в своей каморке, в том числе Смоктуновского, Ширвиндта, Пуговкина.

По окончанию учебы Римма остается в Ленкоме, и ей почти сразу дают главную роль Фроси в спектакле «Вторая любовь». Талант молодой актрисы и уже немалый еще с детства опыт сцены сразу делают Маркову знаменитостью. На нее идет зритель, ее игру высоко оценивают профессионалы – Алексей Дикий, будучи тогда актером первого состава МХАТа и Майя Плисецкая не раз отмечали «восход новой театральной звездочки», называя ее игру непревзойденной.

Римма Маркова с первых ролей полюбилась зрителям. Фото: celebnewsru.com

После смерти Берсенева новый худрук Ленкома, проводя чистку труппы, принимает решение сократить Маркову как «протеже» предыдущего руководителя. В сложившейся ситуации в полной мере проявился непростой, но сильный характер девушки – Римма обратилась с заявлением в отдел культуры ЦК КПСС и пообещала выброситься из окна, если ее вопрос не будет решен. Актрису восстановили, а она тут же написала заявление «по собственному» и ушла из театра на работу в «Моссконцерт». После десяти лет бесконечных гастролей Римма переходит в труппу Театра-студии киноактера, где и служила до самой пенсии.

Королева эпизода

Молодую Маркову кинозритель практически не видел и не знал. С 1957 года у актрисы были эпизодические роли в фильмах «Рядом с нами» и «Крылья». А в картине «Живые и мертвые» ее и вовсе не указали в титрах. Известность и слава пришли к Римме Васильевне в 42 года, когда режиссер Алексей Салтыков пригласил актрису в свою картину «Бабье царство». Практически единственная главная роль за всю карьеру стала для Марковой поистине звездной. Образ простой колхозницы, лишившейся в годы войны мужа и сына, оставшейся без дома, но не сломавшейся, сумевшей объединить деревенских женщин и вместе пройти через ужасы войны и оккупации, в исполнении актрисы был пронзителен и профессионально совершенен.

Роль в фильме "Бабье царство" стала звездной для Марковой. Фрагмент из фильма

Фильм стал безоговорочным лидером отечественного проката 1968 года – его посмотрело 50 миллионов зрителей. За свою роль Римма получила две премии Всесоюзных кинофестивалей. А европейские критики и зрители назвали Маркову «самой русской актрисой» и подтвердили это специальным призом Сан-Себастьянского (Италия) Международного кинофестиваля.

Игуменья Меланья в фильме "Егор Булычев и другие".

Обратите внимание: Анджелина Джоли состоялась не только, как актриса и режиссер, но и как женщина, которая посвящает время гуманитарным вопросам..

Фрагмент из фильма

Для фактурной, монументальной актрисы в кинематографе было не так много вариантов – режиссеры подчас не знали, как использовать такой образ. Плюс конкуренция со стороны Нонны Мордюковой – подруги в жизни, в кинематографе актрисы вынуждены были соперничать. И «поле битвы» практически всегда оставалось за Мордюковой. Но подруга никогда не забывала про Маркову – при съемках фильма «Родня», когда Михалков сделал свой выбор в пользу Нонны, та настояла, чтобы Римме обязательно дали роль. В итоге она сыграла пусть и второго плана, но запоминающуюся роль администратора-«каратистки».

В роли администратора в фильме "Родня". Фрагмент фильма

Тем не менее режиссеры любили Маркову – они прекрасно отдавали себе отчет, что талантливая актриса даже на втором плане привнесет в картину свой шарм, ту изюминку, ради чего зритель и идет на фильм. Ее не зря безоговорочно называли «Королевой эпизода» - даже самую короткую роль Римма Васильевна делала ярким, запоминающимся моментом любого фильма. Примером может служить ее фееричное «Резать к чертовой матери!» в «Покровских воротах». Минутная роль – и память на десятилетия.

"Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!" Фрагмент из фильма "Покровские ворота"

Василиса в «Вечном зове», игуменья Меланья в «Егор Булычев и другие», секретарь Безверхая в «Сибирячке», Бережкова в «Обрыве», мать Леонидия в «Гардемарины, вперед!», ведьма в «Ночном дозоре», служащая телеграфа в «Сыщики-3», санитарка в «Утомленные солнцем-2» - почти 100 ролей за всю карьеру. И в непростые 90-е, когда многим актерам приходилось очень нелегко, Маркова была востребована, и могла себе позволить даже выбирать из предложений. Например, она принципиально не снималась в рекламе, за исключением социальных роликов «Русский проект» режиссера Дениса Евстигнеева, где в паре с Мордюковой блестяще сыграли простых шпалоукладчиц, обсуждающих «козу-дуру» и от души поющих, сидя на рельсах.

Дуэт Маркова-Мордюкова в социальной рекламе "Русский проект". Фрагмент ролика

Баронесса…

Сильный, сложный от природы характер вкупе с творческой профессией актрисы – серьезной испытание для личных отношений и семейной жизни. Первый муж Марковой, будучи военным летчиком, «выдержал» всего лишь год – грек по национальности, он был очень ревнивым и постоянно требовал от жены сменить профессию.

Со вторым супругом, Владимиром Никитиным, произошло все наоборот. Владимир, будучи музыкантом, отодвигал семейные ценности на второй или даже третий план, нисколько не ограничивая себя в интрижках на стороне. После очередного «загула» Римма сама решила разорвать отношения, несмотря на родившуюся в браке дочь Татьяну.

С дочерью Татьяной и внуком Федором. Фото: persona.rin.ru

Третьим мужем актрисы стал не кто иной, как испанский барон Хосе Гонсалес Мария Антонио. Они познакомились на кинофестивале в Италии, а вскоре барон приехал к возлюбленной в Москву. И вновь через несколько лет супруги разбежались – Хосе непременно требовал, чтобы жена была рядом с ним и переехала в Испанию, а Римма не хотела бросать профессию и покидать Родину. Формально они не развелись, и «баронский» штамп так и остался в паспорте Марковой до конца жизни.

Римма Маркова с мужем Хосе Гонсалес Мария Антонио. Фото: ivona.ua

Римма Васильевна работала буквально до последних дней жизни. Продолжала сниматься – последние ее работы в сериалах «Воронины» и «Жизнь и приключения Мишки Япончика». А еще активно занималась общественной работой, будучи членом Союза кинематографистов России и Совета актерской Гильдии. Она всегда стремилась помогать людям, и ее согласие стать «лицом партии» «Справедливой России» на очередных выборах в 2011 году исходило из ее веры и надежды на то, что таким образом она сможет помочь простым людям, особенно пенсионерам.

Пани Бася в сериале "Жизнь и приключения Мишки Япончика". Фрагмент сериала

Последние годы Римма Васильевна боролась с раком. У нее сначала нашли опухоль на шее – операция и курс лечения прошли успешно. Но через некоторое время рак атаковал яичники, а потом и кишечник. И снова операции вроде помогли, но после третьей, в 2014 году, сердце актрисы было сильно изношено. Именно с сердечными проблемами она и попала в больницу начале 2015 года. 15 января великая актриса тихо умерла во сне.

Как Маркова и завещала, на прощании не было ни многочисленных поклонников, ни громких речей и оркестра – только свои, близкие люди. Ее похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Подмосковье, рядом с могилой матери.

Римму Маркову похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Подмосковье, рядом с матерью Марией Петровной. Фото: gordonua.com

После похорон родные сетовали, что не могут ничего сделать на могиле – ни плиту положить, ни памятник поставить – какие-то проблемы с наследованием участка и решением собственников. Руководство партии «Справедливой России» громко заявило, что обязательно помогут. Вроде даже куда-то депутатские запросы посылали. Но воз и ныне там – могила Риммы Васильевны без изменений уже семь лет.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

Что еще можно почитать:

Семен Фарада: Уно Моменто гения эпизода...

Эдуард Успенский: как правильно есть бутерброды и откуда у Чебурашки такие уши…

Ольга Аросева: просила милостыню в Праге и сама водила троллейбус

Леонид Броневой: играл в домино на деньги, чтобы купить еды для дочери

Павел Третьяков: Хранитель русского искусства

Валентин Гафт: "Я в жизни переторопился, а надо было замедлять..."

Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

#актриса театра и кино #знаменитости #римма маркова #театр и кино #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Римма Маркова: крестьянка по рождению, актриса по призванию, баронесса по паспорту.