Рассказ об одном из пионеров русского и советского кинематографа, сыне М.Ф. Андреевой, одном из отцов-основателей ВГИКа
Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего сайта. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию продолжение цикла рассказов о могилах забытых знаменитостей упокоившихся на Новодевичьем кладбище, самом известном некрополе нашей страны.
Вчера я рассказывал о знаменитой русской актрисе и революционерке Марии Федоровне Андреевой похороненной на первом участке старой территории, примыкающей к монастырской стене. Буквально в нескольких шагах от неё находится могила её сына.
Желябужский Юрий Андреевич (1888 -1955)
Родился в Тифлисе в семье Тайного советника Андрея Алексеевича Желябужского и актрисы Марии Федоровны Желябужской, в дальнейшем прославившейся под сценическим псевдонимом Андреева.
После того, как родители расстались вместе с матерью и её новым гражданским мужем, писателем Максимом Горьким жил в Италии на острове Капри.
Юрий с детства увлекался фотографией. Именно он стал автором знаменитого снимка «Ленин в гостях у Горького на острове Капри играет в шахматы с Богдановым», который был опубликован во всех советских учебниках истории и литературы.
К этой же серии относится и другая фотография, которая в советские времена не публиковалась, но сохранилась в архиве кино фото документов.
Сегодня её бы отнесли к разряду «прикольных».Соперник Владимира Ильича за шахматной доской, на обоих этих фото Александр Александрович Богданов, видный большевик, философ, писатель и врач так же похоронен на Новодевичьем, но о нем я расскажу в другой раз, а пока давайте вернемся к Юрию Желябужскому.
Карьера в кино
Нужно сказать, что Юрий Желябужский был достаточно серьезным молодым человеком, который в отличие например от Максима Пешкова (родного сына Горького) не собирался сидеть на шее у обеспеченных родителей и стремился чего то добиться в жизни самостоятельно.
В 1313 году он поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Одновременно продолжает много фотографировать и подрабатывает переводчиком и литературным сотрудником в различных столичных журналах.
С 1916 года перебирается в Москву , где начинает сотрудничать с кинофирмой «Эра» и Товариществом И. Ермольева в качестве сценариста. Одно время работал в Московской кинолаборатории Кенеке и Мартынова. Постепенно все больше склоняется к профессии кинооператора. В дни Февральской революции снимал демонстрацию рабочих, организованную Московским советом, и его кадры стали одними из первых в революционной кино летописи.
С июня 1917 года – оператор, сценарист и режиссёр на кинофабрике «Русь» куда его порекомендовал Станиславский.
В 1918 году вошёл в группу кинооператоров снимавших В.И. Ленина.
Обратите внимание: Ленина оценили в $110 тысяч.
В 1958 году из материалов отснятых Желябужским и его товарищами среди которых были будущие классики советского и мирового кино Лемберг, Новицкий, Славинский, Тиссэ и другие был смонтирован фильм «Живой Ленин».1 сентября 1919 года в Москве была создана первая в мире Государственная школа кинематографии, положившая начало ныне всемирно знаменитому ВГИКу одним из организаторов и преподавателей которой стал Юрий Андреевич Желябужский. В дальнейшем с ВГИКом была связана вся его жизнь. Здесь он прошёл путь от преподавателя операторского мастерства, до профессора и заместителя директора по учебной и научной работе.
Жулябужский выезжал в кино экспедиции на фронта Гражданской войны, стал одним из основоположников советского документального, научно популярного и учебного кино.
В 1922 году ездил в служебную командировку в Германию, для закупки оборудования для кинофабрики «Русь», которая в дальнейшем была преобразована в Киностудию имени Горького.
Стал одним из основоположников детского кино в СССР, сняв, как режиссер и оператор фильмы сказки «Девочка со спичками», «Новое платье короля», «Морозко»(1924).
Принимал участие в работе над первым советским фантастическим фильмом «Аэлита», как оператор
и снял как кинорежиссёр и оператор первую советскую кинокомедию «Папиросница от Моссельпрома»
Никодим Митюшин - Игорь ИльинскийВсего снял 35 художественных фильмов, причем на многих совмещал функции сценариста, режиссера и кинооператора. После наступления эпохи звукового кино снял всего один художественный фильм «Лавры мисс Эллен Грэй», не имевший успеха, после чего полностью переключился на преподавательскую работу во ВГИКе.
После Великой Отечественной войны вернулся к работе в кино, как режиссер научно – популярного жанра. Снял цикл фильмов о замечательных русских художниках
- 1946 — Живопись Репина (научно-популярный)
- 1947 — Василий Иванович Суриков (научно-популярный)
- 1952 — Виктор Васнецов (научно-популярный)
- 1953 — Валентин Серов (1865—1911 г.) (научно-популярный)
Автор нескольких книг по операторскому искусству. Вел курсы научного кино в Московском доме ученых, директором которого была его мать Мария Андреева. Скончался в октябре 1955 года. Похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища в нескольких шагах от матери.
Вместе с ним похоронена его жена
Дмоховская Анна Михайловна (1892-1978)
Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР. Более 40 лет служила во МХАТе.
В кино сыграла 10 ролей, в том числе и в самом известном фильме мужа «Папиросница от Моссельпрома».Самая известная роль Палага Фёдоровна в фильме Ивана Пырьева «Богатая невеста».
и её второй муж
Зелонджев-Шипов Георгий Михайлович (1895-1963)
Советский писатель, переводчик и сценарист, киноактёр, режиссёр. Самый известный фильм в котором он снялся «Сумка дипкурьера» (1927)
Фото с сайта http://nd.m-necropol.ru/
На этом уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.
Буду рад услышать ваше мнение о своей работе.
#могилы знаменитостей #новодевичье кладбище #история ссср #кино #театр #московский некрополь
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Новодевичье кладбище. Могилы забытых знаменитостей. Юрий Желябужский, человек запечатлевший Ленина.