Аполлинарий Васнецов: скромное величие мастера пейзажа

Работы Аполлинария не настолько известны и популярны, как картины старшего брата Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка» и «После побоища». Но он оставил свой достойный след, по праву заслужив звание мастера монументального пейзажа. Стоял у истоков нового историко-бытового жанра, воссоздав в своих работах древнюю Москву.

Любовь к природе и родной земле

Детство Аполлинария прошло в вятском селе Рябове, где он родился 6 августа 1856 года. Отец Михаил Васильевич, потомственный священник, был человеком просвещённым и с раннего детства прививал своим шестерым детям любовь к наукам (в основном естественным), природе и родной земле. А рисованием мальчика «заразил» его старший брат.

Вид из окна столовой. Рябово (1919г.). Мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова

Аполлинарию было девять лет, когда умерла его мать. А через четыре года ушел из жизни и отец. Приехавший на похороны Виктор Васнецов (он уже учился в Петербургской Академии художеств) обратил внимание на рисунки младшего брата и посоветовал ему брать уроки у ссыльного польского художника Эльвиро Андриолли.

Этап профессионального становления у Васнецова получился насыщенным и бурным. В 1872 году после окончания духовного училища Аполлинарий переезжает в Петербург к брату. Виктор, видя талант брата и его тягу к изобразительному искусству и литературе, настаивал и готовил брата к поступлению в художественную Академию. А шестнадцатилетний Аполлинарий никак не мог определиться со своим дальнейшим профессиональным выбором – он увлекался геологией, астрономией и педагогикой. Подумывал о поступлении в Геологический институт. Через три года Васнецов возвращается в Вятку, где сдает экзамены за курс реального училища и получает право на преподавание. Успевает поработать сельским учителем, увлекается идеями народничества.

"Родина" (1886г.). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Энтузиазма хватило на шесть лет – разочарованный «хождением в народ» Аполлинарий возвращается к брату, который к тому времени уже жил в Москве, и полностью погружается в мир искусства. Роль Виктора Васнецова в жизни Аполлинария и становлении его как художника трудно переоценить – он был его первым учителем и наставником, заменил ему родителей, помог определиться и утвердиться в профессии.

Ранний Васнецов – это привитая еще отцом любовь к родной земле и природе и влияние уже известных пейзажистов Шишкина и Куинджа. Талант и надежное братское плечо дали быстрый результат – молодого художника заметили, и уже в 1882 году он стал вхож в знаменитый Абрамцевский художественный кружок Саввы Мамонтова. Знакомство, переросшее в дальнейшем в дружбу с такими знаменитыми мастерами как Репин, Врубель, Серов, Коровин, Суриков и Нестеров послужили серьезным толчком к творческому росту Аполлинария.

"Серый день" - первая картина Аполлинария Васнецова, приобретенная Третьяковым. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1883 год стал знаковым для Васнецова – его пейзаж «Днепр перед бурей» становится входным билетом в Товарищество передвижников. И вскоре на одной из выставок Товарищества Павел Третьяков покупает для своей коллекции картину «Серый день», что явилось первым серьезным признанием для молодого художника. К концу 80-х своей картиной «Сумерки» Васнецов окончательно определяется со стилистикой, позиционируя себя как монументально-эпического пейзажиста. Картину купил для своей коллекции киевский меценат Иван Терещенко, где ее в итоге увидели и высоко оценили Павел Третьяков и Виктор Васнецов:

«...видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» - он очень хвалил его... так что мы в грязь лицом не ударили. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Работай - не трусь...»
из письма Виктора Васнецова брату Аполлинарию
"Сумерки" - художник считал картину одной из своих лучших работ. Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

Следующее десятилетие стало для Аполлинария Васнецова поистине звездным. В эти годы он создал свои лучшие пейзажи.

Обратите внимание: "Яжемать" в ярости: Наталья Водянова опубликовала очень нескромное фото.

Написал множество этюдов за время путешествий по Крыму, Кавказу и Европе. Закончил цикл картин по итогу своих поездок по Уралу и Сибири. И вплотную подступил к разработке и осуществлению темы старой Москвы.

"Озеро в горной Башкирии. Урал". Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Хранитель старой Москвы

В октябре 1900 года Васнецов становится академиком петербургской Академии художеств. Творческую работу он совмещает с преподавательской, после смерти Левитана возглавив пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Был в числе создателей и руководителей Союза русских художников.

"Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке" (1916 г.). Мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова

В эти годы у художника возрастает интерес к русской истории и московской архитектуре в частности. В то время историко-бытовой жанр в искусстве был абсолютно новым направлением, только начатым в свое время Василием Суриковым и Виктором Васнецовым. Аполлинарий Михайлович отдавал себе отчет, что задуманное им требует серьезных научных знаний как в области истории, так и археологии. Художник становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе, а вскоре, в 1903 году, действительным членом Общества.

"Красная площадь во второй половине XVII века" (1925г.). Музей истории и реконструкции города Москвы

Активная научная работа в итоге помогла Васнецову в его работах по воссозданию старого облика Москвы начиная с времен строительства деревянного Кремля. Художник лично принимал участие в раскопках, лазил по чердакам и подвалам старых домов, изучал древние иконы и даже поднимался на воздушном шаре, чтобы сделать наброски столицы с высоты птичьего полета.

"Воскресенский мост в XVII веке" (1921г.). Музей истории и реконструкции города Москвы.

Революция 1917 года не прошла бесследно для Васнецова. Увлекавшийся в свое время идеями народничества, художник понимал необходимость социальных перемен. Но не принимал тех методов и способов, которыми пользовались большевики. Уничтожение памятников архитектуры, религиозных святынь – как человек искусства Аполлинарий Михайлович не мог этого принять. Он не стал приспосабливаться и работать в угоду новой власти, а продолжал по мере сил и своих возможностей заниматься археологией, историей. Примечательно, что Васнецов был единственным художником, который в 1931 году открыто выступил против сноса храма Христа Спасителя в Москве, разместив свое обращение на страницах газеты «Известия».

Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова в Москве. Фото: morrowgroup.ru

Аполлинарий Васнецов скончался 23 января 1933 года. Его похоронили на Введенском кладбище Москвы, рядом со старшим братом. В 1965 году в квартире на Фурманном переулке, 6, где художник прожил свои последние тридцать лет, был организован Мемориальный музей памяти художника.

Могила Аполлинария Михайловича Васнецова на Введенском кладбище, Москва.
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы»
Федор Шаляпин, "Страницы моей Жизни"

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

#художник #пейзаж #история #Москва #история москвы #могилы знаменитостей #васнецов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Аполлинарий Васнецов: скромное величие мастера пейзажа.