Евгений Леонов: обыкновенный гений советского кино

28 лет назад не стало великого актера. Скромный и стеснительный в быту, пронзительный и блистательный на сцене, неповторимый и непредсказуемый на экране – его невозможно не любить. В каждую свою роль он вкладывал душу. И поэтому его герои были такими искренними и настоящими.

«В искусство я вполз»…

Вся жизнь Леонова связана с одним городом – с Москвой. Здесь он родился (2 сентября 1926 г.), здесь вырос, учился, работал. Поначалу Евгений решил идти по стопам отца – после окончания семилетки, которое совпало с началом войны, устроился токарем на авиационный завод, где Павел Васильевич работал инженером. А спустя два года поступил в Авиационный приборостроительный техникум.

Женя Леонов в детстве и с мамой Анной Ильиничной. Фото: vk.com

Трудно сказать, что повлияло на парня в его желании стать артистом – может быть влияние матери, которая была удивительным рассказчиком и умевшая рассмешить слушателей, казалось бы, самой заурядной историей. А может первые успехи в драматическом кружке, где Леонов занимался с 5 класса школы. Или мнение товарищей – Евгений много читал, самостоятельно заучивал понравившиеся рассказы и потом пересказывал в компании друзей, которые называли его не иначе, как «Артист».

На третьем курсе техникума Леонов решил «штурмовать» Московскую театральную студию. На экзамене он читал Зощенко и Чехова – все то, что вызывало смех у его друзей. Однако комиссия отнеслась к исполнению парня прохладно. Под конец Евгений решился продекламировать Блока – так серьезную лирику поэта еще никто не читал. Члены комиссии хохотали до слез, и в итоге приняли парня в студию без сдачи других экзаменов.

В театральный поступил рассмешив приемную комиссию. Фото: vk.com

Актерское становление Леонова было отнюдь не простым. Зачисление после студии в труппу драмтеатра им. Станиславского только на первый взгляд могло показаться большой удачей – как же, знаменитая сцена, цвет театрального актерства. Но костяк труппы, будучи сплошь учениками Станиславского, старался держать пришлую молодежь «на подхвате». Первые шесть лет молодого актера дальше массовки не выпускали, давая роли из разряда «Кушать подано» - денщик в «Трех сестрах», слуга в «Грибоедове» и «Отцы и дети», собутыльник-Робинзон в «Бесприданнице».

Чтобы как-то заработать на жизнь – театральное жалование без нормальных ролей было более чем мизерным – Леонов стал сниматься в кино. На серьезные роли он не рассчитывал, довольствуясь даже не вторым планом, а массовкой.

«…всё, что рождается без больших душевных затрат, оказывается ерундой…»

Переломным для актера стал 1954 год. Режиссер Владимир Немоляев дает Леонову эпизодическую роль кока в картине «Морской охотник» - именно после нее Иосиф Хейфиц пригласил начинающего актера на роль Мишки Снегирева в «Дело Румянцева». Пусть и отрицательная, но роль для Леонова оказалась значимой – он серьезно заявил о своем таланте, и режиссеры это заметили.

Первая значимая роль Евгения Леонова в фильме "Дело Румянцева". Фрагмент фильма

В театре тоже появились положительные подвижки – Михаил Яншин, ставший главным режиссером, дает Евгению первую большую роль – Лариосик в «Дни Турбиных» сделал актера по настоящему знаменитым среди театральной публики. Пичем в «Трехгрошовой опере», царь Креон в «Антигоне», Винченцо в «Де Преторе Винченцо» - за 20 лет службы в театре Станиславского Леонов сыграл более 30 ролей.

Ролью Лариосика в спектакле "Дни Турбиных" Леонов прорвал сценическую "блокаду". Фрагмент спектакля.

В 1957 году во время гастролей в Свердловске Леонов познакомился с Вандой. Пригласил девушку на свой спектакль, после вызвался проводить до дома. Вернувшись в Москву, Евгений продолжал на протяжении трех месяцев «ухаживать» за девушкой по телефону, настойчиво приглашая ее в гости. Ванда в итоге решилась и приехала в столицу на летних каникулах (она училась в музыкально-педагогическом училище). Леонов познакомил ее с родителями и сделал предложение. Осенью Ванда становится его женой, единственной на всю жизнь. Вместе они проживут без малого 40 лет.

С женой Вандой и сыном Андреем. Фото: vk.com

В 1961 году безоговорочным лидером проката становится фильм «Полосатый рейс» - его посмотрели более 45 миллионов зрителей. Леонов, будучи уже Заслуженным артистом РСФСР, получает народное признание – зритель сразу запомнил и полюбил буфетчика-«дрессировщика» Шулейкина. В этой роли актеру досталось «почетное» право первопроходца в экранной «обнаженке»: первоначально в сцене, когда герой Леонова принимает ванну и к нему забирается тигр, актера и хищника должно было разделять пуленепробиваемое стекло; однако режиссера не устраивала эмоциональность сцены, и он приказал стекло убрать, тайком он Леонова. В результате актер, осознавший, что от хищника его ничего не отделяет, очень натурально сыграл и погружение в воду, и дальнейшее бегство из ванны в чем мать родила:

«Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила даже министра культуры Екатерину Фурцеву…»
из воспоминаний Евгения Леонова.
Роль в фильме "Полосатый рейс" принесла Леонову признание и зрительскую любовь. Фрагмент фильма.

Управдом Барабашкин в «Черемушках» (1962 г.), заказчик и зять в «Коротких историях» (1963 г.), граф Кутайсов в «Крепостной актрисе» (1963 г.) - казалось, что режиссеры вынесли Леонову вердикт - комедийный актер.

Обратите внимание: Валентин Серов. Гений места и времени.

Но Евгений Павлович ломает складывающийся стереотип, талантливо играя глубоко драматичную роль Якова Шибалок в «Донской повести» режиссера Владимира Фетина. Игру актера высоко оценили на международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия), присудив премию за лучшую мужскую роль.

В фильме "Донская повесть" Евгений Леонов в полной мере раскрылся как талантливый драматический актер. Фрагмент фильма.

В дальнейшем кинотворчество Леонова так и будет тесно переплетено жанровым разнообразием – непутевый фотограф в «Зигзаге удачи», рецидивист и директор детсада в «Джентельменах удачи» - и бывший разведчик Иван Приходько в «Белорусском вокзале». Директор цирка в «Соло для слона с оркестром», собутыльник штукатур Коля в «Афоне» - и отец-одиночка Сарафанов в «Старшем сыне». Ростовщик дон Мендосо в «Дуэнье», эксцентричный король в «Обыкновенном чуде» - и следователь Лужин в драме «Длинное, длинное дело».

Обаятельный "злодей" Доцент в фильме "Джентельмены удачи". Фрагмент фильма.

Во второй половине 60-х актер играет одну из лучших своих театральных ролей – царя Креона в постановке «Антигона» по пьесе Ануйя. Когда Леонова назначали на роль, никто из театралов не верил в то, что он справится, наперебой пророча провал. Однако Евгений Павлович ожидания злопыхателей не оправдал – зрители валом шли на спектакль, а критики взахлеб пели дифирамбы, поздравляя театр и актера с триумфом.

Одна из лучших ролей Леонова в постановке "Антигона". Фрагмент спектакля

В 1968 году Леонов уходит в театр Маяковского – он не смог найти общий язык с новым главным режиссером Иваном Бобылевым, сменившим Анохина. Шесть лет актер служил под управлением Андрея Гончарова, с которым был знаком еще со времен учебы в студии. А в 1974 году переходит к Марку Захарову в Ленком. Где в итоге будет играть свою, пожалуй, главную театральную роль молочника Тевье в легендарной «Поминальной молитве».

Легендарный актер в легендарной постановке. Фрагмент спектакля "Поминальная молитва".

С переходом в Ленком Леонов становится одним из любимых актеров Захарова – режиссер, высоко ценивший талант актера, не упускал возможности снимать его и в своих фильмах. «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона» - одни из лучших кинематографических ролей Леонова, в которых тонко переплетались и гармонично сочетались комедийное и драматическое начала.

Эксцентричный Король в "Обыкновенном чуде". Фрагмент фильма.

Евгений Павлович был фантастически трудоспособен. Уже будучи именитым, состоявшимся артистом, он не отказывался от эпизодических ролей. Так получалось, что во многих театральных постановках у него не было дублеров – и поэтому актер играл в любом состоянии, не смотря ни на какие болезни. За всю свою карьеру по вине Евгения Павловича не было отменено ни одного спектакля:

"Болел я, с воспалением легких играл, падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле. Однажды в Ленинграде «Дни Турбиных» с температурой сорок играл. Но спектакли из-за меня не отменяли"...
из воспоминаний Евгения Леонова.

Его любили не только взрослые, но и дети, выросшие на трилогии советского Винни-Пуха. При создании мультфильма долго не могли прийти к единому мнению как должен выглядеть медвежонок. В итоге нарисовали «под Леонова». Естественно, что и озвучивать доверили именно ему – сегодня уже сложно представить, чтобы Винни Пух говорил чьим-то другим голосом.

Не будь Леонова - не было бы нашего Винни Пуха. Фрагмент мультфильма.

В 1988 году во время гастролей в Германии актер перенес клиническую смерть. Врачи боролись за жизнь актера более 4 часов, делая операцию по шунтированию в условиях обширного инфаркта. Спасли. После этого Леонов был 16 дней в коме. Через четыре месяца реабилитации Евгений Павлович вернулся к зрителям.

Работу в фильме "Белорусский вокзал" сам Леонов считал одной из главных в жизни. Фрагмент фильма.

С началом 90-х Леонов умерил свою творческую активность – здоровье давало о себе знать. Он отказывался от множества предложений сниматься, сделал исключение только для Данелии с его картиной «Паспорт» и Щеголева, снявшись в его «Американским дедушке».

С больным сердцем, после нескольких операций - но как всегда блестяще и феерично. Чатланин Уэф в фильме "Кин-Дза-Дза!". Фрагмент фильма.

29 января 1994 года Евгений Павлович, как обычно, собирался в театр, на очередной спектакль «Поминальная молитва». Одевая костюм, он пошатнулся и упал. Приехавшей скорой оставалось только зафиксировать смерть, наступившую в результате оторвавшегося тромба.

Когда собравшимся на любимый спектакль зрителям объявили о смерти Леонова никто не сдал ни одного купленного билета. Со свечами из ближайшего храма пришедшие на спектакль весь вечер простояли около театра.

Могила Евгения Павловича Леонова на Новодевичьем кладбище. Фото: telegra.ph

Похоронили Народного артиста СССР Евгения Павловича Леонова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

#актеры #театр #кино #знаменитости #ссср #евгений леонов #комедии #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Евгений Леонов: обыкновенный гений советского кино.