Юрий Богатырев: свой для зрителей, чужой для коллег

И коллеги, и критики единодушно отмечали фантастическую способность актера к перевоплощению. Убедительно правдоподобный героический образ командарма Фурманова в спектакле «Мятеж» - и тут же вызывающий истинное негодование подлец Ромашов в фильме «Два капитана». Для артиста не существовало жанровых границ, он был естественен в комедии и драме, фарсе и трагедии.

Рожденный творить

Склонность к артистизму и творчеству у Богатырева проявились с раннего детства. Еще в Риге, где он родился (2 марта 1947г.) и жил до шести лет, мальчик создал свой кукольный театр. Пусть он был в одном лице и актером, и режиссером, и реквизитором – зато выступления пользовались успехом и у родных, и у соседей.

Творить Юра Богатырев начинал с детства. Фото: vk.com

Уже в подмосковном Красногорске, после перевода отца с Балтики в Главный штаб ВМФ (Георгий Андрианович служил морским офицером), Юра серьезно увлекся рисованием, и помимо обычной школы ходил еще и в художественную. Это имело и практическое применение – карманные деньги мальчик зарабатывал себе сам, делая наброски находок для ученых во время археологических раскопок.

Богатырев-старший мечтал, что сын пойдет по его стопам и станет военным. Но Юра сделал выбор в пользу творчества, и после седьмого класса поступил в художественно-промышленное училище на мастера-художника по созданию ковров. Здесь, во время одного из выездных занятий – студенты ездили в окрестные леса на этюды – произошло знаковое для Юрия знакомство с ребятами из театра-студии «Глобус». Впоследствии именно руководитель студии Владимир Штейн и станет первым наставником Богатырева: поставит ему речь, научит сценическому движению, поможет преодолеть стеснительность.

С мамой Татьяной Васильевной и отцом Георгием Андриановичем. Фото: rostravel.ru

Занятия в «Глобусе» Богатыреву нравились – в нем пробуждался серьезный интерес к сцене. Итог был закономерен – не доучившись в промышленном, Юрий подает документы и без проблем поступает в Щукинское училище на курс Юрия Катина-Ярцева. С подмосковной пропиской Богатыреву общежитие не светило, и он жил одно время у сокурсника Константина Райкина, а позже у Александра Адабашьяна. Уже на четвертом курсе Юрий снимается в своей первой роли у Никиты Михалкова, сыграв немецкого солдата в дипломной работе режиссера «Спокойный день в конце войны».

Первая роль в кино - фильм "Спокойный день в конце войны". Фрагмент фильма.

Мастер перевоплощения

В 1971 году уже выпускник «Щуки» Богатырев устраивается на службу в «Современник». Понятно, что пусть и талантливому, но еще молодому и неопытному актеру сразу никто серьезных и главных ролей не даст. Но без работы Юрий не остался – в первый же год его задействовали в четырех постановках. А через год Галина Волчек доверяет Богатыреву роль Марка в спектакле «Вечно живые» - которая в итоге вместе с герцогом Орсино в шекспировской «Двенадцатой ночи» будут считаться лучшими за время работы актера в «Современнике».

Герцог Орсино в постановке "Двенадцатая ночь", "Современник". Фрагмент спектакля.
«В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили»…
из воспоминаний Виталия Вульфа

Вскоре после сценической пришла и кинематографическая известность. Никита Михалков, готовясь к съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», не побоялся пригласить молодого актера на главную роль. Режиссерское чутье не подвело – драматический талант Богатырева раскрылся в полной мере - не умеющий драться, впервые севший на лошадь только во время съемок, в образе чекиста Шилова актер стал эталоном мужественности и героизма.

Не умеющий даже драться Богатырев очень достоверно сыграл советского супермена. Фрагмент фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Удачно начавшись, творческий тандем Богатырев-Михалков продолжился в фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и «Родня». Никита Михалков ценил уникальность актера, и старался при любой возможности задействовать его в своих работах. Роль генерала Радлова (сыграл актер Алексей Петренко) в «Сибирском цирюльнике» по просьбе режиссера писалась конкретно под Богатырева. Просто не успел сыграть.

«В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый… Удивительное соединение внутренних и внешних данных давало Юре возможность быть уникальным многогранным артистом. Есть замечательные артисты, но они приговорены своей фактурой играть одно и то же. Юра мог играть и в вестерне - сильного, могучего супермена, коим он, кстати, не являлся (помню, на репетиции фильма «Свой среди чужих...» я заметил, что он кулак складывает как-то по-женски). А мог столь же убедительно быть неуклюжим Войницевым или практичным Штольцем»...
из воспоминаний Никиты Михалкова.
Серж в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино". Фрагмент фильма.

В 1977 году Олег Ефремов переманивает Богатырева в МХАТ.

Обратите внимание:  Актер рассказал, как решился связать свою жизнь с «чужой» женщиной. .

В очередной раз актер «рвет шаблоны» - Волчек оставляет за ним роли в «Современнике». Крайне редкое явление в театральной среде, когда актер играет на двух ведущих сценах страны. Но ничего удивительного – в роли Лопахина в «Вишневом саде» в «Современнике» и Клеанта в МХАТовском «Тартюфе» зритель желал видеть Богатырева.

Клеант в постановке "Тартюф", МХАТ. Фрагмент спектакля.

Там, где есть успех и слава – обязательно появится зависть. Богатыреву завидовали – ну как же – и машину ему выделили, и зритель его боготворит, и режиссеры в очередь выстраиваются. И это не могло не отразиться на самом актере – от природы добрый, наивный, чувственный и ранимый, остро реагирующий и зависящий от чужого мнения Юрий не мог понять и принять причин такого отношения. А в поисках ответа все чаще обращался к алкоголю и антидепрессантам, что тут же сказалось на здоровье.

«Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен»…
из воспоминаний Нелли Игнатьевой
В роли подленького и мелочного Михаила Ромашова, фильм "Два капитана". Фрагмент фильма.

Изгой

Личная жизнь Богатырева – это драма одиночества. Все, что не касалось творчества, было для него запретной темой, табу. Ходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации актера – этим пытались объяснить его закрытость и сложность в отношениях с противоположным полом. Не задумываясь о том, что Юрий просто другой – по детский наивный, в вечном поиске и самоопределении.

Как бы то ни было, но официальный женат Богатырев был один раз на актрисе Надежде Серой. Брак считали фиктивным – Юрий помог бездомной коллеге с маленькой дочерью на руках с пропиской и жильем. Вместе они не жили, о супруге Богатырев практически никому не рассказывал. После смерти мужа Надежда полностью отказалась от наследства в пользу матери Богатырева.

Карл II - последняя роль Богатырева в фильме "Дон Сезар де Базан". Фрагмент фильма.

На самом деле для обыкновенного быта у Богатырева и времени то не было. За без малого 20 лет творческой жизни – 40 спектаклей и немногим более 30 ролей в кино. А еще живопись – Юрий Григорьевич не переставал заниматься своим увлечением – холст был для актера своеобразным продолжением профессии. Он рисовал незнакомых людей, коллег, московские улочки, по которым любил гулять в одиночестве. В 1989 году готовился к своей первой выставке – не успел – она состоялась уже после его смерти.

Несмотря на занятость, Богатырев никогда не забывал про рисование и живопись.

2 февраля 1989 года у Юрия Григорьевича случился сердечный приступ. Приехавшие на вызов врачи «скорой» сделали укол, который, как оказалось, был противопоказан на фоне антидепрессантов, которые употреблял Богатырев. Большое, доброе сердце актера не выдержало.

На могиле Юрия Георгиевича Богатырева всегда лежат цветы. Фото: wikimapia.org

Его похоронили 6 февраля на Писательской аллее Ваганьковского кладбища. Ему было всего 41 год.

«На Ваганьковском кладбище его отпевал дивный священник. Потом он сказал несколько слов от себя: «Юрочка, золотой человек! Ты рано ушел, но ты пойми, не сокрушайся, Господь обходит свой сад и собирает плоды, которые уже созрели…». Мы рыдали. Может быть, Юрочка при своей болезни уже больше не мог так работать, как работал. И Господь забрал те плоды, которые уже созрели, гениальные эти плоды… Может быть…»…
из воспоминаний Ии Савиной

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

#актеры #кино #театр #знаменитости #юрий богатырев #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Юрий Богатырев: свой для зрителей, чужой для коллег.