Любовь Орлова: величие и одиночество примы советского кино

Всю жизнь известную артистку преследовал страх. Она боялась света, зашторивая дома все окна – сказывался шок от ареста первого мужа. На протяжении всей карьеры боролась за сохранение красоты, одной из первых в СССР прибегнув к пластике, а в зрелые годы избегала фото- и видеосъемки. А на свое 70-летие просила не упоминать реальный возраст – и поэтому в 1972 году ни в одной передаче и статье так и не упомянули причины внимания к артистке. 11 февраля великой актрисе исполнилось бы 120 лет.

Аристократка с молочными бидонами

По семейным преданиям актерское будущее Орловой напророчил сам Шаляпин. Будучи в гостях у Орловых, Федор Иванович после выступления любительского детского театра, в котором Люба играла Редьку (оперетта «Грибной переполох»), знаменитый певец взял Любу на руки и провозгласил: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!».

Любе Орловой с детства прочили карьеру актрисы. Фото: telegra.ph

Потомственная аристократка, будущая звезда советского кино родилась в подмосковном Звенигороде (11 февраля 1902 г.). По отцу (Петр Федорович) потомок знаменитого клана Орловых (по версии генеалогов и вовсе тверской ветвь Рюриковичей). По материнской линии (Евгения Николаевна Сухотина) – дальняя родственница Льва Толстого.

Родители желали дочери карьеры профессиональной пианистки, и с семи лет отдали ее в музыкальную школу. Через десять лет Любовь поступила в Московскую консерваторию на класс рояля. В эти годы в стране шла гражданская война, времена были голодные. Чтобы на что-то жить самой и помочь семье, девушка все три студенческих года совмещала учебу с работой – развозила с подружкой молоко в бидонах, подрабатывала тапером в кинотеатрах, танцевала на эстраде.

И музыка, и танцы - как и положено в дворянских семьях. Фото: twitter.com

После третьего курса Орлова бросила консерваторию, решив перейти на балет и поступила на хореографию в Московский театральный техникум. А через три года была принята в труппу Владимира Немировича-Данченко Музыкальной студии при МХАТе. Начиная как хористка, Любовь вскоре стала выступать и с танцевальными номерами. Помимо работы в студии – а это ежедневные репетиции и как минимум по четыре спектакля в неделю, Любовь выступала в кинотеатрах перед началом сеансов со своими концертными номерами по произведениям Глинки, Чайковского, Мусогорского.

В один год с началом работы у Немировича-Данченко, Орлова выходит замуж за Андрея Берзина, партийного чиновника, занимающего пост руководителя отдела в Народном комиссариате земледелия. Брак считали расчетным – семья Орловых отнюдь не процветала, и когда дочь привела знакомиться видного партийного деятеля, родители в один голос уговаривали Любовь не тянуть с замужеством.

Путь к сцене у Орловой не был легким и простым. Фото: ok.ru

Совместная жизнь была недолгой – муж Орловой, получив новый пост замнаркома, связался с оппозицией, и в 1930 году был арестован и получил длительный срок. Благо это никак не отразилось на судьбе самой актрисы. И даже наоборот сподвигло Орлову с головой уйти в творчество. На тот момент, не смотря на явный музыкальный и драматический талант молодой артистке давали только эпизодические роли. В 1932 году Любовь вместе со своим педагогом Ксенией Котлубай самостоятельно подготовили роль главной героини в одноименной оперетте «Перикола». И артистку ставят солисткой. Успех был грандиозным, и вчерашняя дебютантка получает главные роли Серполетты в «Корневильских колоколах», Жоржетты в «Соломенной шляпке» и Герсильи в «Дочери мадам Анго». Злопыхатели утверждали, что стремительному взлету Орлова была обязана в том числе вниманию со стороны сына Немировича-Данченко Михаила, в то время бывшего руководителем театра. Но все было только на уровне слухов.

В роли Периколы в одноименной постановке. Фото: telegra.ph

" Я всегда мечтала о кино ..."

Достигнув карьерных вершин в театре, по праву заняв место примы вместо уехавшей в Голливуд Ольги Баклановой, Орлова решает штурмовать кинематограф. И здесь ее ждало первая осечка – на первых же пробах режиссер раскритиковал внешность артистки. Разочарованная Орлова тем не менее не сдавалась, снявшись в эпизодах в картинах «Любовь Алены» (1933 г.) и «Петербургская ночь» (1934 г.). А потом к актрисе пришел Григорий Александров с предложением, буквально перевернувшим дальнейшую жизнь артистки. С благословения непревзойденной Фаины Раневской:

«Я стала сниматься в кино благодаря Раневской. Меня не отпускал театр в мой первый фильм, и я собиралась уже отказаться от съемок, но Фаина запретила мне делать это, доказывая, что кинематограф станет моей судьбой» …
из воспоминаний Любови Орловой.
Фаина Раневская благословила Орлову на кинематограф. Фото: telegra.ph

Александров, вернувшийся из служебной командировки в США, вынашивал планы по созданию первой советской музыкальной комедии. Ему нужна была актриса на главную роль, и увидев игру Орловой в «Периколе», твердо решил, кто будет играть его Анюту. Долгие мучительные кинопробы – режиссер с оператором никак не могли определиться с правильным фокусом оказавшейся непростой внешностью Любови. Месяц в больнице с травмой спины, которую актриса получила после сцены катания на быке. Категоричное неприятие снятой картины партийными чиновниками, объявившими фильм «Веселые ребята» контрреволюционным. Спасибо Сталину – его слова после просмотра «Будто в отпуске побывал!» сняли все вопросы, картину тут же пустили в массы, Александров и Орлова стали в момент знаменитыми и тут же поженились. А через год актрисе присваивают званием Заслуженной артистки РСФСР.

Первая главная роль, первый успех. Фрагмент фильма "Веселые ребята".

Потом друг за другом будут ставшие культовыми «Цирк» (1936 г.) и «Волга-Волга» (1938 г.), которые принесут Орловой Сталинскую премию, ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.

Обратите внимание: Любовь к еде или расстройство пищевого поведения?.

Несмотря на устоявшийся комедийно-музыкальный образ, была у актрисы и серьезная драматическая роль в детективе «Ошибка инженера Кочина». Пьеса, по которой снимался фильм, была откровенно слабой, но Орлова не смогла отказать мэтру советской режиссуры Александру Мачерету. Который, в свою очередь, не побоялся снять актрису с откровенно «голливудской» внешностью в отрицательной роли жены шпиона. Фильм оказался проходным, но главным было то, что критики единодушно отметили серьезную драматическую игру Орловой.

Первая сталинская премия за роль в фильме "Цирк". Фрагмент фильма.

Успешная карьера, быстрый взлет к вершине славы, негласное звание любимой актрисы «вождя народов» вскружили голову Любови, и она на время утратила чувство меры и дозволенного. В конце 30-х супруги задумали строительство дачи. Денег не хватало, и Орлова, между съемками колесившая по стране с гастролями, решила увеличить планку, и вместо обычных 750 рублей запросила 3000 за концерт. В Киеве знаменитости пошли на встречу, заплатив запрошенное. А в Одессе сразу не получилось – у местной филармонии просто не оказалось таких денег, и артистка решила договориться напрямую с председателем месткома. О таком «левачестве» прознали в ЦК, в газете «Советское искусство» вышла разгромная статья, осуждающая недостойное поведение знаменитой артистки. На время Орловой пришлось «затаиться», пока скандал сам по себе не сошел на нет.

Чтобы вжиться в роль письмоносицы Дуни, Орлова месяц разносила почту по Москве. Фрагмент фильма "Волга-Волга".

Война застала супругов в Риге. Трое суток они добирались до Москвы. А осенью 1941 годы были эвакуированы в Баку. За время войны Орлова в составе концертных бригад побывала практически на всех фронтах. А в 1942 году отправилась с гастролями в Тегеран – успех был грандиозным, Любовь Петровна стала первой советской актрисой, получившей признание на Востоке.

В 1946 году Орлова снимается в картине мужа «Весна», где играет две роли – ученой Никитиной и артистки Шатровой. И наконец-то получает международное признание – на кинофестивале в Венеции ей вручают приз за лучшую женскую роль. Через два года актриса получает вторую международную награду за роль американской разведчицы в картине «Встреча на Эльбе» - на кинофестивале в Чехословакии ей присудили премию Мира. А дома отметили очередной сталинской премией.

За фильм "Встреча на Эльбе" Орлова получила премию Мира на МКФ в Чехословакии. Фрагмент фильма.

Уже на съемках в «Весне» Орлова чувствовала, что ее время в кино заканчивается. Видимо поэтому Александров и пригласил в картину актеров Театра Моссовета Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, а режиссер театра Ирина Анисимова-Вульф была помощницей на съёмочной площадке.

Лучшая женская роль венецианского кинофестиваля. Фрагмент фильма "Весна".

В 1955 году Любовь Петровна окончательно решает уходить из кинематографа и становится актрисой Театра Моссовета. Дебют в спектакле «Русский вопрос» не задался – как вспоминал режиссер Юрий Завадский, Орлова на репетициях никак не могла ухватить роль целиком, вела себя порой наивно и беспомощно. Но уже в последующих постановках «Сомов и другие», «Лиззи Мак-Кей», «Милый лжец» и «Нора» актриса подтвердила свой драматический талант

«Слава Орловой в кино так велика и прочна, что, казалось, актриса уже немыслима вне экрана. Но творческое бесстрашие привело к новому повороту в ее биографии художника: она пришла на драматическую сцену, в среду опытных мастеров… и стала полноправной ведущей актрисой в этой труппе» …
из воспоминаний Ростислава Плятта.

"Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого..."

В 50-е и 60-е Любовь Петровна много разъезжала по всему миру сопровождая мужа. У супругов было немало знакомых среди звезд мирового уровня. А дома они были одинокими – бездетные и практически без друзей. Не потому ли все встречи Нового года Орлова и Александров встречали вдвоем, после шампанского под куранты отправляться гулять в парк.

Орлова и Александров - более 40 лет идеального брака. Фото: telegra.ph

Последняя работа актрисы в фильме мужа «Скворец и Лира» (1974 г.), где Орлова играла советскую разведчицу, оказалось провальной – фильм даже не попал в прокат. Неудача сильно подкосила актрису, и она вскоре попала в больницу с сильными болями в почках. Вместо ожидаемых камней у Орловой обнаружили рак поджелудочной железы. По просьбе Александрова жене ничего не сказали.

Последняя роль Орловой в фильме "Скворец и Лира". Фрагмент фильма.

23 января 1975 г. на дне рождения мужа Любовь Петровна потеряла сознание, и ее срочно госпитализировали. Через три дня великая актриса скончалась. 29 января Народную артистку СССР Любовь Петровну Орлову похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могила Любовь Орловой на Новодевичьем кладбище, Москва. Фото: telegra.ph
«От нее исходила… такая дивная прелесть, какую мне, уж поверьте моему слову, просто не приходилось встречать у других актрис. Ни тогда, ни после... А я их много перевидала…Ни у кого не было такой грации, такого легкого веселого шика – своего, природного» …
из воспоминаний Фаины Раневской.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

#актрисы #кино и театр #знаменитости #советские комедии #любовь орлова #могилы знаменитостей

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Любовь Орлова: величие и одиночество примы советского кино.