Дело о кровожадной и деспотичной Салтычихе принято считать показательным. Государыня Екатерина II наказала барыню Дарью Николаевну в назидание другим. Она была чуть ли не единственной богатой помещицей, которой пришлось расплатиться за свои злодеяние.
Громкое судебное разбирательство стало исключением из правил. Крепостной люд был, по большей части, бесправным и безмолвным. Большой удачей было принадлежать не то, чтобы доброму барину, хотя бы снисходительному. Который бьет и бесчинствует, но без сильной злобы. Рукоприкладствует, но не до смерти. На картине художника Николая Касаткина изображен, и вовсе, скандальный сюжет - крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка. Подле девушки лежит ее собственный ребенок, голодный. Могло ли такое быть в реальности? Давайте разбираться.
В истории России известно достаточно случаев издевательства помещиков над своими крепостными. Половое насилие над юными девушками, порка розгами до беспамятства - не за дело, забавы ради. Помещик Николай Струйский устраивал в своем имении "потешные суды". Барин выступал и в роли писателя, который придумывал историю, обстоятельства преступления. И в роли сыщика-расследователя. И в роли судьи, которого нельзя назвать беспристрастным. И в роли палача.
Струйский был этаким кукловодом у крестьян.
Обратите внимание: Продана самая дорогая картина в мире.
Чего велел, то они и делали. Постановки были сродни театральным, а вот финал - реальным. "Виновник", несчастная жертва задумки жестокого помещика, получал настоящее наказание. А вот барин - никогда.Вернемся к картине Касаткина "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". Было ли такое на самом деле? В очерке русского писателя Владимира Короленко (1853-1921) "В облачный день" есть сюжет, который стал основой для скандальной картины.
Среди своих крестьянок помещик Панкратов выбрал самую красивую - и женился на ней. Не известно, по своей воле она пошла замуж за хозяина или противилась всеми силами, сколько позволяло ей ее бесправное положение. Только сбежала девица спустя некоторое время от нелюбимого мужа с каким-то заезжим офицером. Панкратов обозлился.
Помещик сильно любил охоту и собак. Велел он для своих любимец построить просторную псарню. А недавно родившим крестьянкам приказал щенков выкармливать грудью.
Не всем мужикам, чьи жены вместо родного дитяти выкармливали породистых щенков, пришелся по нраву такой приказ помещика. Но перечить стал только крестьянин Алексей.
Ребенок, хоть и мужицкое дитя, всё у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите...
Продолжение истории можно узнать в труде историка Василия Семевского "Крестьяне в царствование Екатерины II" (1881-1901). Там приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал «жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью». Это история и вдохновила художника Касаткина на написание картины.
В 1932 году музей Революции выпустил почтовую открутку "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" в 100 тыс экземпляров. На обороте описание сюжета было отпечатано на пяти языках народов СССР, дабы напомнить молодежи о былых ужасах царизма и крепостничества.
На оригинальной картине Касаткина девушка кормит щенка грудью. В печать вышла целомудренная версия. Изображение чуть подправили - грудь спрятали под сарафан.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". Скандальная картина художника Николая Касаткина.