Марина Абрамович - сербская художница, которая использовала свое тело, как инструмент для перфомансов на грани безумия.
Она играла в блатную русскую игру ножички, повреждая раз за разом себе пальцы, лежала в горящей вокруг нее звезде, теряя сознание от недостатка кислорода, сидела посреди горы говяжьих костей и мыла их в ведре, плача и напевая балканские песни.
Но самым известным ее перфомансом стал "ритм 0". В ходе этого арт-эксперимента художница стала жертвой жестокости людей, но ни разу не пожалела об этом. Абрамович показала на себе, насколько жестоки бывают люди по отношению к тем, кто слабее них.
В 1974 году в Неаполе Марина позвала поучаствовать в перфомансе всех желающих. Никакой предварительной подготовки от них не требовалось. Нужно было лишь прийти в художественную галерею в назначенное время. Зрителей Абрамович встречала в пустом зале с табличкой на груди -
Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)
Предметы делились на две категории - наслаждение и боль. Участники сами решали, что с ними делать, как использовать нож, хлеб, перья, розу с шипами, ножницы, черную шляпу и прочее. Марина, же, никак не должна была инициировать контакт. О произошедшем художница вспоминала в интервью с волнением -
После перформанса у меня поседела целая прядь на голове, я не могла долго избавиться от страха. Так я поняла, где поставить черту, и больше никогда не подвергала себя такому риску.Марина Абрамович, художница.
Перформанс длился шесть часов. Первые полчаса публика не знала, что делать. Люди хихикали, перешептывались и крутили предметы на столе в руках, не понимая, что с ними делать.
Обратите внимание: После успешного актерского дебюта в первой украинской секс-комедии "Свингеры", Оля Полякова доказала, что ее экспериментам с преображениями нет предела..
После, все дальше от начала эксперимента, эмоциональный градус происходящего повышался и повышался.Участники поняли, что Абрамович в полной их власти. И это знание вскрыло их истинную сущность человека.
Некоторые позволяли себе маленькие шалости - щекотали девушку, переносили ее из угла в угол, заставлял сесть. Действия других носили сексуализированный характер. Они трогали Марину за интимные места или терлись о нее своими, делали похотливые жесты. Но больше всего Абрамович пострадала от участников, в которых вседозволенность пробудила жестокость. Для взаимодействия с ней они выбрали острые предметы вроде лезвия, ножа, розы с шипами.
Спустя два с лишним часа с художницы срезали все одежду. Перед публикой она была обнажена по пояс. На четвертый час предметом исследования стала ее кожа. Шрамы от перфоманса "Ритм 0" на теле Марины остались на всю жизнь. Интересно, что жестокие действия одних участников никак не пресекались другими. Люди просто стояли и смотрели. Эффект толпы сильнее воли индивида.
В конце перфоманса нашелся тот, кто приставил к ее виску заряженный пистолет. После окончания арт-эксперимента Марина начала безмолвно ходила среди толпы тех, в чьей власти она была шесть часов. Люди боялись смотреть ей в глаза, в них проснулось чувство стыда и осознания произошедшего.
Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство “нормальных” людей, очевидно, могут стать очень жестокимиМарина Абрамович, художница.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Хуже зверя человека нет. Страшный арт-эксперимент Марины Абрамович.