История создания песни «Где же Правда на Земле?..»

Год написания песни "ГДЕ ЖЕ ПРАВДА НА ЗЕМЛЕ?.." - 1987. Автор музыки неизвестен, стихи Игоря Наджиева.

Светлой Памяти Аркадия Ароновича Остринского!..

Остринский Аркадий Аронович

ОСТРИНСКИЙ АРКАДИЙ АРОНОВИЧ

/16 августа 1924 - 4 ноября 2000/

Шёл 1987 год. После моего удачного выступления на Всесоюзном интернациональном фестивале молодёжи «Каспий – море дружбы» в г.Шевченко (Казахская ССР, 4-6 сентября 1987 г.), где я стал лауреатом фестиваля и завоевал 3-е место Всесоюзного конкурса молодых эстрадных исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей «Дебют», прошедшего в рамках фестиваля «Каспий – море дружбы» – мне было предложено Астраханской областной филармонией принять участие в многоэтапном отборе на I Всесоюзный конкурс польской эстрадной песни «Витебск-88».

В это же время, параллельно, я также стал готовиться к Региональному этапу III Всесоюзного телевизионного конкурса молодых исполнителей советской эстрадной песни «Юрмала-88» в г.Краснодаре (январь 1988-го, 30 исполнителей из 27-ми городов юга России). Абсолютная победа – очень окрылила меня: 1-е место, «Приз Зрительских симпатий» и право участия в Центральном этапе «Юрмалы-88» в Москве. Но кто же знал тогда, что там, на Центральном этапе, я стану «жертвой» личной неприязни и закулисных интриг главного редактора Юрмальского конкурса – Аллы Николаевны Дмитриевой, которая, на тот момент, была одним из ведущих редакторов Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения СССР. Сейчас, конечно, это уже смешно вспоминать, как на следующий год, во второй раз, также получив 1-е место и «Приз Зрительских симпатий» на Региональном этапе IV Всесоюзного телевизионного конкурса молодых исполнителей советской эстрадной песни «Юрмала-89» в Краснодаре, я вновь оказался на Центральном этапе в Москве, и вновь был не допущен к финалу в Юрмале. Всё происходящее со мной на этих отборах приводило в неуправляемую ярость Аллу Николаевну Дмитриеву, которая позже, сама лично звонила на Краснодарское телевидение и угрожала им, что переведёт Региональный этап Юрмальского конкурса из Краснодара в другой город, если она хотя бы раз ещё увидит Наджиева на Центральном этапе в Москве. Но сейчас не об этом, моём многолетнем противостоянии с телевизионными «акулами». Бог Судья Нам Всем! Нет уже в живых Аллы Дмитриевой, и пусть Господь, в Вечной Жизни, Простит её за бессмысленно глупое и абсолютно неоправданное неприятие меня…

Для того, чтобы принять участие в этапах I Всесоюзного конкурса польской эстрадной песни «Витебск-88» сначала в Рязани, а потом в Калининграде, мой Большой Друг, Учитель и Наставник, художественный руководитель Астраханской областной филармонии – Олег Фёдорович Попков, с именем которого связаны все мои первые шаги на профессиональной сцене и моё становление как певца, и артиста, предложил мне самому выбрать польские песни.

Олег Фёдорович Попков и Игорь Наджиев

Первой выбранной песней – стал международный польский хит Северина Краевского на стихи Агнешки Осецкой «Nie spoczniemy», к которому я написал свой текст на русском, так появилась в моём репертуаре песня «Прощай, бродяга-карнавал!» с музыкой Северина Краевского. Первую часть песни я хотел исполнять на польском, а вторую – на русском, со своим текстом. Для того, чтобы моё произношение на польском было правильным, Олег Фёдорович Попков познакомил меня с легендарным человеком в Астрахани, обладателем диплома Лауреата премии города Астрахань, Заслуженным работником культуры Российской Федерации – Аркадием Ароновичем Остринским, о котором я хочу особо рассказать!..

Остринский Аркадий Аронович

На внутренней стороне левой руки Аркадия Ароновича была татуировка номера узника Освенцима – концентрационного лагеря, печально известного как гитлеровская фабрика смерти. На воротах этого зловещего лагеря, ставшего после войны мемориальным комплексом, сохранилась надпись на немецком «Arbeit macht frei» («Труд делает свободным»).

Врата Ада на Земле — лагерь смерти Освенцим. Немцы называли его Аушвиц-Биркенау.

Но на самом деле «свобода» для узников, среди которых были не только военнопленные разных национальностей, но и мирное население, в том числе и дети, – становилась возможной только «через трубу» печей, в которых ежедневно сжигали трупы людей, умерших от непосильного рабского труда, недоедания, антисанитарии, варварских медицинских экспериментов, массового газового отравления и расстрела.

Кремационные печи, февраль 1945 года. Обувь убитых заключённых.Очки убитых заключённых, 1940 год.Посуда убитых заключенных.Семь тонн волос убитых заключённых, найденные после освобождения Аушвица.

По современным данным, в крематориях Освенцима было сожжено более 1300000 человек, из них 1000000 евреев. Все они стали Жертвами Холокоста (в переводе с греческого – Всесожжение). Вот в какой ад попал благовоспитанный 16-летний ученик польской Белостокской гимназии Аркадий Остринский, схваченный фашистами просто за то, что родился евреем. Физически он был просто крепкий, поэтому и смог выжить в этих нечеловеческих условиях. В одном из своих интервью Аркадий Аронович рассказывал: «Вы знаете, что такое селекция? Стоит эсесовец и смотрит на тебя, есть ли толк оставлять тебя в живых, сможешь ли ты работать дальше или нет. Если не сможешь, – в крематорий.» (А.Остринский. «Давайте говорить о главном.» / Беседовали В.Пигарев, В.Шпак // «Комсомолец Каспия», 24 января 1987 г.).

Врата смерти в лагерь уничтожения Освенцим. Фото времён работы концлагеря в 1940—1945 годах.Колоризированная фотография узников Освенцима.Колоризированная фотография узников Освенцима.Колоризированная фотография узников Освенцима.Колоризированная фотография узников Освенцима.

В конце 1944 г. узника Освенцима, ещё способного к рабскому труду, фашисты переместили в лагерь Кауферинг, близ Дахау, заключённые которого строили подземные заводы, защищённые от авиационных бомбёжек. В этом лагере, запуганный страшными жизненными обстоятельствами, 20-летний польский парень подружился с молодыми русскими военнопленными, которые были смелыми и сплочёнными и надеялись, что нацистам скоро придёт конец. Они говорили это так убедительно, что он проникся их верой в скорую победу над гитлеровцами. А ещё, обладая абсолютным музыкальным слухом, Аркадий Остринский выучил песню «Тёмная ночь», которую душевно пели русские (композитор Никита Богословский написал её на стихи Владимира Агатова, для художественного фильма «Два бойца», снятого в 1943 г.). Когда 2-го мая 1945 г. оставшихся в живых узников Кауферинга освободили американцы и в лагерь для перемещённых лиц приехала советская военная комиссия, то Аркадий Остринский так проникновенно спел эту песню, на чистом русском языке, что члены комиссии не сомневались в заявлении считать его гражданином Советского Союза. А ведь, не случись такой дружбы с русскими военнопленными, спасавшимися в сырых подвалах Кауферинга силой духа и теплом родных песен, неизвестно, как бы сложилась судьба Аркадия Ароновича.

Узники перед освобождением. Узники перед освобождением. Узники приветствуют освободителей.27 января 1945 года, Красная армия вошла в лагерь смерти Освенцим — немцы называли его Аушвиц-Биркенау — и освободила порядка семи тысяч оставшихся в живых узников лагеря. Почти все выжившие были очень больныист27 Января 1945 освобождение узников концлагеря Освенцим.Узники в бараках.27 Января 1945 освобождение узников концлагеря Освенцим.Санитары несут бывшего узника концлагеря Освенцим 15-ти летнего Ивана Дудника из Орловской области, доведённого в концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау до сумашествия.Узники.Фотография детей-заключённых, сделанная в 40-х годах по заказу лагерного врача Йозефа Менгеле, который проводил эксперименты на детях. Узники после освобождения.Еврейские мальчишки, освобождённые из Аушвица, показывают свои лагерные татуировки на борту корабля для беженцев, 15 июля 1945 года.

После освобождения из нацистского лагеря А. А.

Обратите внимание: Дети индиго. Правда или вымысел?.

Остринский служил в Советской Армии, работал солистом в различных ансамблях, в том числе, и в ансамбле песни и танца каспийских рыбаков «Моряна». Закончив гастролировать с филармоническими ВИА и выйдя на заслуженный отдых, в 1980-е он окончательно вернулся в Астрахань. Но жизнь без любимого дела его не радовала. И он решил организовать при ДК профессионально-технического образования ансамбль политической песни «Арсенал». Название знаковое, потому что песни тоже могут быть мощным оружием. Участниками «Арсенала» были голосистые ребята, которые до того, как попасть в этот ансамбль, не отличались, мягко говоря, примерным поведением. Но как они преобразились внешне и внутренне заботами человека, сумевшего их увлечь своим талантом, своим жизненным опытом. В 1986 «Арсенал» стал победителем областного конкурса и в награду ребятам вручили бесплатные путевки в Польшу. В программу той зарубежной поездки не входил Освенцим, но все участники туристической группы решили обязательно туда поехать. Шокированные увиденным, они возложили цветы к памятным местам, одним из которых был барак, в котором Аркадий Аронович показал нары со своей росписью, которую он оставил, когда был ещё в заточении.

Пустые бараки лагеря смерти Освенцим.

Потом, возле Стены смерти, ребята провели стихийный митинг, завершившийся выступлением «Арсенала».

Аркадий Аронович Остринский во время путешествия на теплоходе "Семён Будённый" (стоит крайний слева). На фото также Герой Соц. труда капитан теплохода Кириллов, композитор Григорий Пономаренко с супругой Верой, 1990 г.

В 1990-м Аркадий Аронович осуществил свою мечту – стал руководителем и солистом созданного им ансамбля фольклорной музыки Астраханского областного общества еврейской культуры «Тхия», где исполнялись песни народов мира исключительно на оригинальных языках. В 1996 г. астраханские музыканты, под руководством А. А. Остринского, стали лауреатами Международного конкурса фольклорной музыки в Израиле, а в 1999-м – лауреатами II Международного фестиваля искусств и конкурса еврейских песен им. Соломона Михоэлса в Москве.

На 75-летии Аркадия Ароновича, проводившемся в сентябре 1999 г., в ДК профтехобразования г.Астрахани, в его честь был дан большой театрализованный концерт. А спустя год его не стало …

В статье астраханской поэтессы Дины Немировской, памяти А. А. Остринского (Д.Немировская. «Последний из могикан» / «Волга», 17 ноября 2000 г.), сказано, что Аркадий Аронович просил её написать слова песни, которую он хотел спеть 27 января, в День освобождения узников Освенцима Красной Армией и Международный День Памяти Жертв Холокоста. Но Аркадий Аронович, к сожалению, так и не успел спеть эти строки…

«Живое пламя»

Спалённых заживо сердец горячих
В сердцах живущих негасимо пламя.
Мы – люди, и не может быть иначе,
Чтоб помнить и Освенцим, и Майданек.

Нам не забыть кровавые погосты,
Где от людей – одна лишь груда пепла.
Вы вечно живы, Жертвы Холокоста!
Людская память верою окрепла.

Через десятилетия, границы
Сочится боль, не ставшая преданьем.
Мы видим матерей еврейских лица,
Своих сынов несущих на закланье.

Нам не забыть кровавые погосты,
Где от людей – одна лишь груда пепла.
Вы вечно живы, Жертвы Холокоста.
Людская память верою окрепла.

Цвети, Земля, шагая в век грядущий!
Напоминай, пожалуйста, почаще
О тех, кто будет с нами в настающем,
Поскольку стали правдой настоящей.

Нам не забыть кровавые погосты,
Вы не забыты, матери и сёстры!
Мы этой песней – Вечным Гимном Жизни –
Напомним вашим внукам о фашизме.

/Дина Немировская /

…Вот, с Каким Человеком меня свела Судьба в самом начале моего творческого пути. И я горд и счастлив тем, что Мы тогда, начиная с 1987-го, много раз встречались, общались, репетировали и Вместе выбрали мою вторую песню для участия в конкурсе польской песни. Аркадий Аронович был большим меломаном и в Его домашней коллекции грампластинок было очень много из того, что в продаже отечественных магазинов грамзаписи – просто никогда не было. К моему огромному сожалению, я совершенно не помню название той польской рок-группы, песню которой я взял для исполнения на конкурсе, прослушав её на изданном в Польше диске-гиганте. Аркадий Аронович знал о моём большом желании всегда петь на Русском языке и о моём увлечении делать вольные переводы иностранных песен. Он и предложил мне сделать самому русский текст ко второй, выбранной композиции, вкратце рассказав о смысле той остросоциальной песни польской рок-группы и их «Поисках Правды».

Игорь Наджиев
  • "Рязань-88" (Всероссийский отборочный тур I Всесоюзного конкурса польской эстрадной песни "Витебск-88", апрель 1988 г.) - дипломант.
  • "Калининград-88" (Всероссийский отборочный тур I Всесоюзного конкурса польской эстрадной песни "Витебск-88", май 1988 г.) - дипломант.

Приглашение в финал конкурса в Витебск совпало с моей внезапной болезнью – сильной ангиной, из-за которой я был вынужден отказаться от участия в конкурсе «Витебск-88».

Прошли годы, а Поиски Правды на Земле – Вечны!..

Спасибо Вам, Дорогой Наш и Любимый Аркадий Аронович, за Каждую Встречу с Вами, за Такие Мудрые и Всегда очень Нужные Советы, за Ваши нелёгкие рассказы о жизни в концлагерях, за Вашу Доброту и Жизнелюбие, за Вашу Искреннюю Веру в меня!..

ПАМЯТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИВАЯ!..

/Игорь Наджиев/

Аранжировка, запись и сведение песни: Тимур Рыжов

Женская партия вокала: Ирина Меццо

В клипе использованы уникальные, архивные кадры съёмок Астраханской студии телевидения 1987 г. из сольного телеконцерта «Поёт Игорь Наджиев»

Режиссёр клипа: Игорь Наджиев

Съёмка и монтаж: Алла Наджиева-Воронцова и Игорь Наджиев

Год выпуска: июнь 2022 г.

#игорь наджиев #наджиев #биографии знаменитостей #знаменитости #интересные факты #правда #песни #клипы #память о войне

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: История создания песни «Где же Правда на Земле?..».

Написать комментарий