"Мазня и ослиное искусство". Как Никита Сергеевич на выставку авангардистов ходил и ему не понравилось

Большевики, они же коммунисты признавали лишь одно искусство – пролетарское, и единственный стиль – социалистический реализм. Рабочий и колхозница как источник вдохновения.

Метод означал, что художники должны изображать плечистых работяг, дородных доярок, вождей в кабинетах, народ на парадах…

Но в 1953 году начался период оттепели, и Советский Союз провозгласил политику мирного сосуществования с государствами капитализма.

Последнее привело к активизации культурных связей, ослаблению цензуры… И появлению в Союзе новых художественных течений – авангардизма, абстракционизма.

«Новая реальность» и старая идеология

Длительное время Никита Хрущев понятия не имел, что означают все эти измы.
В это время неформальное искусство в СССР представляла студия «Новая реальность». Руководил объединением художник-педагог Элий Белютин. Он и его ученики пытались отойти от механического воспроизведения реальности, а проникнуть в суть, внутренний мир человека.

Воспользовавшись оттепелью, Союз художников пригласил «Новую реальность» принять участие в выставке, открывшейся 1 декабря 1962 года в Московском Манеже.
Неизвестно почему, но на работы молодых живописцев захотел посмотреть и Хрущев.

Глядя на эту картину, Хрущев вопрошал "Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то!"

«Вы художники или педерасты?»

На вернисаж генсек прибыл вместе с «серым кардиналом» Сусловым и комсомольцами Шелепиным и Павловым.

Хрущев трижды, не проронив ни слова, обошел весь зал, увешанный полотнами. А затем разразился критикой: «дерь..о», «мазня», «гов..о» повторял генсек, комментируя картины.

Художник Жутовский - "Этот портрет моего брата". Хрущев - "Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит - это брат.

Обратите внимание: Секс плюс: искусство и порно.

Вы нормальный физически человек?"

На выставке присутствовали авторы, поэтому Хрущев обращался к ним – расспрашивал, кто их родители, где они учились, каково их «классовое происхождение».

Рассматривая полотна, генсек, известный вспыльчивым нравом, разошелся не на шутку.

Вы, что ли, педерасты, – вопрошал он художников, – Совесть у вас есть? Вы вообще рисовать умеете? Да внук мой лучше сделает!Никита Хрущев.

Накануне Хрущев узнал о том, что в издательстве «Искусство» работает группа гомосексуалистов, поэтому вчерашнее негодование отпечаталось на новом.

На эту картину Хрущев отреагировал так - "Фу ты, черт! А еще законодательствовать хотят. Всякое гов..о понарисовали, ослиное искусство".

В Советском Союзе абстракционизма нет!

Белютин попытался вступиться за учеников, объяснить Хрущеву суть авангардизма. Но генсек его перебил:

Советскому народу это не нужно! Запретить! Прекратить! Выкорчевать!Никита Хрущев.

Истерику Хрущева на следующий день продолжила «Правда», напечатав требование «гнать» художников-абстракционистов из творческого союза и КПСС.

Удивительно, но спустя несколько дней Хрущев снова появился в Манеже. Нет, не затем, чтобы убедиться: приказ «запретить» и «прекратить» выполнен. А чтобы еще раз, уже спокойно поговорить с художниками и… И признаться, что погорячился, не разобрался сразу.

Живописец Павел Никонов, принимавший участие в выставке, уверял, что инцидент с Хрущевым намеренно преувеличили.

По слухам, генсека на художников натравила номенклатура, однако и годы спустя КГБ закрывало выставки авангардистов, едва они успевали открыться.  

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: "Мазня и ослиное искусство". Как Никита Сергеевич на выставку авангардистов ходил и ему не понравилось.