Большевики, они же коммунисты признавали лишь одно искусство – пролетарское, и единственный стиль – социалистический реализм. Рабочий и колхозница как источник вдохновения.
Метод означал, что художники должны изображать плечистых работяг, дородных доярок, вождей в кабинетах, народ на парадах…
Но в 1953 году начался период оттепели, и Советский Союз провозгласил политику мирного сосуществования с государствами капитализма.
Последнее привело к активизации культурных связей, ослаблению цензуры… И появлению в Союзе новых художественных течений – авангардизма, абстракционизма.
«Новая реальность» и старая идеология
Длительное время Никита Хрущев понятия не имел, что означают все эти измы.
В это время неформальное искусство в СССР представляла студия «Новая реальность». Руководил объединением художник-педагог Элий Белютин. Он и его ученики пытались отойти от механического воспроизведения реальности, а проникнуть в суть, внутренний мир человека.
Воспользовавшись оттепелью, Союз художников пригласил «Новую реальность» принять участие в выставке, открывшейся 1 декабря 1962 года в Московском Манеже.
Неизвестно почему, но на работы молодых живописцев захотел посмотреть и Хрущев.
«Вы художники или педерасты?»
На вернисаж генсек прибыл вместе с «серым кардиналом» Сусловым и комсомольцами Шелепиным и Павловым.
Хрущев трижды, не проронив ни слова, обошел весь зал, увешанный полотнами. А затем разразился критикой: «дерь..о», «мазня», «гов..о» повторял генсек, комментируя картины.
На выставке присутствовали авторы, поэтому Хрущев обращался к ним – расспрашивал, кто их родители, где они учились, каково их «классовое происхождение».
Рассматривая полотна, генсек, известный вспыльчивым нравом, разошелся не на шутку.
Вы, что ли, педерасты, – вопрошал он художников, – Совесть у вас есть? Вы вообще рисовать умеете? Да внук мой лучше сделает!Никита Хрущев.
Накануне Хрущев узнал о том, что в издательстве «Искусство» работает группа гомосексуалистов, поэтому вчерашнее негодование отпечаталось на новом.
В Советском Союзе абстракционизма нет!
Белютин попытался вступиться за учеников, объяснить Хрущеву суть авангардизма. Но генсек его перебил:
Советскому народу это не нужно! Запретить! Прекратить! Выкорчевать!Никита Хрущев.
Истерику Хрущева на следующий день продолжила «Правда», напечатав требование «гнать» художников-абстракционистов из творческого союза и КПСС.
Удивительно, но спустя несколько дней Хрущев снова появился в Манеже. Нет, не затем, чтобы убедиться: приказ «запретить» и «прекратить» выполнен. А чтобы еще раз, уже спокойно поговорить с художниками и… И признаться, что погорячился, не разобрался сразу.
Живописец Павел Никонов, принимавший участие в выставке, уверял, что инцидент с Хрущевым намеренно преувеличили.
По слухам, генсека на художников натравила номенклатура, однако и годы спустя КГБ закрывало выставки авангардистов, едва они успевали открыться.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: "Мазня и ослиное искусство". Как Никита Сергеевич на выставку авангардистов ходил и ему не понравилось.