Серебряный век – особенный, возвышенный период в истории русской поэзии. Он ассоциируется с напевными стихами символистов, благородной печалью Ахматовой, лиризмом Есенина и Северянина…Но были в нем и другие персоны – циничные, мерзкие. Такие, как поэт-декадент Александр Тиняков.
Деревенский графоман
Родился наш герой в крестьянской семье в Орловской губернии. Свою мать он страсно ненавидел. За то, что она, городская мещанка, приучила его к "высшим материям", то есть к поэзии. Тиняков считал, что стихи загубили его жизнь -
Если бы мой отец женился на здоровой деревенской девке, я не был бы литератором-неудачником, издыхающим от голода и еще больше от всевозможных унижений, а заведовал бы теперь где-нибудь Откомхозом, и была бы у меня смачная, мясистая баба, крепыши-ребята, а в кармане хрустели б червонцы и позвякивали полтинники…Александр Тиняков, поэт.
В 17 лет, недоучившись в гимназии, Александр уехал за славой в Москву. Там он познакомился с Леонидом Андреевым и Валерием Брюсовым, стал оббивать пороги издательств и журналов.
В 1914-ом поэт-неудачник перебрался в Петербург, где произвел на местный бомонд большое впечатление своей феноменальной памятью: говорят, он мог цитировать целые главы Талмуда и Канта.
Что касается поэзии, то в начале Тиняков подражал Брюсову, но вскоре отошел от символизма. Ну а к чему же пришел? Судите сами.
Певец навоза и плевков
В 1916 году Тиняков умудрялся печататься в газетах либеральных и черносотенных одновременно. Он изобличал Есенина в связях с «жидами», поносил и бранил современных поэтов.
От него всегда исходила какая-то гнусность. Отвратителен, фальшив и опасен.Из воспоминаний современников поэта.
Параллельно Тиняков сочинял стихи на, скажем так, антипатические темы. Например, о том, как хорошо, что люди умирают, как славно на похоронах, как здорово быть мусором на свалке, плевком и тараканом.
Тиняков, что называется, упивался гадостью и низостью, а критикам отвечал, что это «правда жизни».
Дальше – больше. Одним из самых скандальных стихотворений Тинякова стал поэтический рассказ, полный матерщины, о том, как он пытался совокупиться с овцой.
...И вот вступил я, беззаботный,
На путь к бесславному концу.
Я оседлал овцу и с жаром
Воткнул в ма...у ей свой ...
Красив снаружи, гадок внутри
Если всмотреться в портрет Тинякова, не обнаружишь ничего, что выдавало бы мерзавца. Благообразные черты, глаза с поволокой.
Очевидцы вспоминают, что поэт имел большой успех у женщин, но приличным, светским дамам предпочитал гулящих. Их же, бывало, он воспевал в своей «лирике».
Современники, вроде Владислава Ходасевича, предполагали, что Тиняков сознательно, как нынче говорят, хайпует, создает эпатаж. Ведь, его обычные стихи были настолько банальны (любовь – кровь, страдания – рыдания), что читать их никто не хотел.
Профессиональный попрошайка
Возможно также, Тиняков был не вполне здоров душевно. Во всяком случае, психушки он посещал регулярно, по причине белой горячки.
В 1914 году поэт разразился программным для себя произведением:
Я до конца презираю
Истину, совесть и честь,Только всего и желаю:
Бражничать блудно, да есть…
Нет, это было не позерство, не обычный нигилизм, а сущая правда: Тиняков жил именно так, как писал.
В 1926 году Тиняков подался в нищие. Дни напролет он сидел на углу Литейного и Невского с замызганной табличкой на груди «Подайте бывшему поэту».
Сочинение стихов, однако, Тиняков не бросил. Теперь он материл и поносил советскую власть – начиная с Ленина и заканчивая Сталиным.
Удивительно, но одиозного автора долго не трогали. Арестовали его только в 30-ом и дали всего три года. Вернувшись с Соловецких островов, «мерзеннейший поэт», как его называли, умер.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Прославлявший грязь и гнусность: самый скандальный поэт начала XX века.