Главными героями картин Владимира Маковского часто были люди низшего класса. Их уклад и жизнь были замечены художником на улицах Москвы, где он часто гулял, пытаясь найти образы и типажи для своих будущих работ.
По всей видимости, именно в один из таких дней художник заметил пару, которая стала темой его картины "На бульваре". Только детальное изучение полотна раскрывает его истинный смысл и внутренний драматизм.
Остроту ситуации трудно понять, не зная исторической подоплеки вопроса.
Картина "На бульваре" была написана через пятнадцать лет после отмены крепостного права и посвящена одной из главных проблем России того времени. Деревни становились все беднее, и мужчины были вынуждены уезжать в города на заработки. В результате традиционный уклад жизни рушился, семьи распадались.
Москва... Серый осенний день. Опавшие листья и голые деревья. Похоже, скоро начнется дождь. На заднем плане видны дома со снегом на крышах. Вдали, словно в тумане, видны купола церкви.
На скамейке на Среченском бульваре сидят двое мужчин. Их наряды говорят о том, что сегодня выходной. Мужчина одет в красную рубашку, а девушка - в юбку того же цвета. Это единственное сходство в одежде.
Он одет по городской моде: вызывающе надвинутая кепка, пиджак, брюки заправлены в ботинки, а в руке он держит аккордеон. Темная косынка и скромная одежда говорят о том, что девушка родом из сельской местности. Она бережно держит ребенка, завернутого в лоскутное одеяло. Рядом с ней на скамейке лежит сверток, который они берут с собой в дорогу.
Мальчику XIX века было нелегко проделать такой долгий путь до Москвы. Финансовый вопрос стоял остро. Она собирала каждую копейку на такую поездку в течение нескольких месяцев, делая себя дефицитной.
На картине изображена пара. Он, приехавший в Москву из страны на заработки, и Она, приехавшая к мужу в свой выходной день.
Пара сидит рядом друг с другом, но они больше не вместе. На их лицах видны разные мысли и эмоции. О том, что в мальчике чувствуется местная, городская атмосфера, свидетельствует его несколько маловатый рост.
Почти опираясь на скамейку, он смотрит прямо перед собой. Его абсолютно не интересует его спутница. Даже посылка, крошечный ребенок - его ребенок, которого он никогда не видел, - не вызывает у бывшего крестьянина интереса. Парень не доволен ни ею, ни их ребенком.
Его поднятые брови и открытый рот указывают на то, что, играя на губной гармошке, он также поет. По легкому румянцу на его щеках в холодной ауре можно понять, что парень, возможно, выпил. Его ничто не занимает и не интересует, кроме него самого и его губной гармошки.
Девушка расстроена. Она не замечает слегка размотанного одеяла, в которое завернут ее ребенок. Она наклоняется и смотрит вперед отрешенными глазами. Ее обреченный взгляд пронизан тоской по прошлой жизни. Она разочарована своим нынешним положением и боится будущего.
Вчерашние крестьяне, вырванные из своих устоев, стали уязвимыми под влиянием городских трущоб. Они находятся на перепутье: уже не сельские, еще не городские, забывшие одну родину и не сумевшие найти другую.
Некоторые исследователи творчества Маковского предполагают, что художник мог использовать семантику места. Устаревшее слово "сретение" означает встречу, а "сретение" означает встречу. Горькая встреча на Сретенском бульваре.