В 1867 году Федор Достоевский лечился "на водах" в Европе и увидел эту картину на выставке в Базеле. По словам его жены, писатель застыл перед ней, и его лицо приобрело выражение, которое обычно бывает за мгновение до эпилептического приступа.
Сам Достоевский позже упомянул картину в своем романе "Идиот" и предположил, что она опасна.
...Когда смотришь на этот труп измученного человека, возникает своеобразный и интересный вопрос: если такой труп (а это должно быть именно так) видели все его ученики, его главные будущие апостолы, женщины, которые шли за ним и стояли у креста, которые все верили в него и обожали его, как могли они, глядя на такой труп, поверить, что если смерть так ужасна и законы природы так сильны, то как они могут преодолеть ее? Достоевский Ф.М. писал.
Речь идет о полотне "Мертвый Христос в гробу" баварского художника Ганса Гольбейна Младшего. Как вы уже догадались, Холбейнов было двое. Старец был описан как отец и учитель Ханса.
В начале 1500-х годов Ганс Гольбейн переехал в Базель, где подружился с гуманистами и мыслителями, включая Эразма Роттердамского, для которого он с удовольствием иллюстрировал памфлеты.
Гольбейн также делал заказные портреты, изготавливал витражи, писал фрески и украшал фасады общественных зданий.
В середине XVI века художник переехал в Англию и сосредоточился на портретах.
Обратите внимание: Какой сегодня праздник в России на 3 января 2018.
В Лондоне его заметили и предложили должность художника Генриху VIII. Благодаря Гольбейну мы знаем, как выглядели королева Джейн Сеймур, герцог Норфолк, Эдуард XVI и сам Генрих Тюдор.Гольбейн Младший умер в возрасте 46 лет, во время чумы в 1543 году.
Созданные им произведения трудно спутать с работами других мастеров. Они отличаются буйством и широтой мазка, ясностью света, наблюдательностью, правдой, наконец.
Вершиной правдивости, реализма и натурализма для Гольбейна стал "Христос, лежащий во гробе".
Подпись показывает, что эта картина была написана между 1521 и 1522 годами, когда Хольбайн еще жил в Базеле. Поскольку полотно вытянуто по горизонтали (3 метра в длину и всего 30 сантиметров в высоту), было высказано предположение, что оно предназначалось для алтарной композиции. Однако другого алтарного образа найти не удалось.
Что же так поразило Достоевского?
Обычно Иисуса, снятого с креста, изображали в виде какой-то красивой, величественной, неподкупной, иногда стройной фигуры.
Гольбейн имел смелость воссоздать типичного мертвеца - труп с остекленевшими глазами, сжатыми губами, синяками и отметинами.
Видимо, для достижения желаемого физиологического эффекта он использовал в качестве модели утопленника, вытащенного из Рейна.
Драматизм и мрачность картине придает тот факт, что Христос здесь один, рядом с Ним нет ни апостолов, ни мироносиц, ни Матери. Гольбейн как бы утверждает, что каждый человек и даже сам Бог одинок в смерти.
Многие считают, что художник намеренно преуменьшил значение смерти Христа, чтобы еще яснее увидеть идею его воскресения - чуда из чудес. Действительно, если внимательно присмотреться к изображенным чертам, кажется, что полуоткрытые глаза зеницы и рот Иисуса готовятся сделать свой первый посмертный вдох .....
Возможно, именно это интуитивно почувствовал глубоко религиозный, мистически настроенный Достоевский - импульс перехода от смерти к свету.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Писатель замер, а лицо его приняло вид, какой бывал обычно за несколько мгновений до приступа эпилепсии.