Этот постер – настоящий герой войны, ее пронзительный символ

Она быстро вошла в мастерскую. Платок упал на плечи, глаза испуганы, лицо напряжено.

"Война!" - жена указала на стену, где висело радио…

«Стой, не двигайся!»

В то время Ираклий Тоидзе, выпускник Тбилисской академии художеств, уже был известным мастером. Его картины были известны в Советском Союзе, а иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре» получили приз.

В 41-м году в творческой жизни художника начался новый период – этап графики. Выполнил серию патриотических плакатов — «За Родину!», «Вперед под знаменем Ленина, на Запад!», «Всеми тылами на помощь фронту!», «Освободим Европу от цепей фашистской рабство!»… Но прежде всего легендарная «Родина», которая увлекла на фронт сотни тысяч добровольцев.

Этот плакат — настоящий герой войны, ее пронзительный символ.

Плакат был написан в конце июня. Искусствоведы отмечают, что композиция похожа на пропаганду ХХ века «Ты записался добровольцем», а драматизм — на картину Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Александр, сын художника, вспоминал, что его отец любил поэзию Андрея Белого, которого знал лично. А еще его вдохновило стихотворение «Пепел. Россия. Отчаяние», в которой есть строки о Родине.

Ну а прототипом женщины в красном, олицетворяющей Родину, стала Тамара Тоидзе, забежавшая в мастерскую мужа с вестью о войне. Ее лицо, полное не страха, а решимости, а также жест руки так поразили мастера, что он воскликнул: «Стой, не двигайся!»... И тогда он стал делать наброски.

Тамара в красном

Достаточно взглянуть на фото Тамары, чтобы увидеть сходство между ней и женщиной в красном. То же большое гармоничное лицо, те же выразительные глаза и твердые скулы.

Но, конечно, художник должен был обобщить и охарактеризовать черты. Он сделал ее лицо старше (Тамаре было 36 лет).

Обратите внимание: Дженнифер Энистон - женщина-супергерой!.

И придал ей плакатный, универсальный вид. Видение, в котором каждый гражданин Союза мог запечатлеть свое, свое. Что откликнулось в душе. Остались только ее волосы, выбившиеся из-под платка, и широкий, манящий, уверенный жест.

Однако не все поверили, что этот жест был спонтанным. Например, Виктор Суворов (бывший советский разведчик Резун, бежавший в Великобританию) утверждает, что «Родина» была создана обласканным властями художником за год до войны по поручению Кремля. Ни образ, ни поза, приписанные к случаю, говорят, не новы. На той же картине Делакруа Женщина-Свобода почти так же поднимает руку.

Однако версия Суворова неоднократно опровергалась родственниками художника, на глазах которых создавался плакат, а также исследователями.

На фронте и после

Родина неотделима от Великой Отечественной войны. Пробный экземпляр плаката вышел 4 июля, а уже через неделю он был на дверях военкоматов и мест сбора, на вокзалах и вокзалах.

Женщина в красном, как и все советские матери, звала, требовала, вдохновляла, давала мужество, бесстрашие и веру... А еще она любила каждого из своих сыновей и дочерей.

На несколько лет этот плакат стал частью не только идеологии, но и образа жизни людей. Он входил в городские квартиры, сельские дачи, коммунальные кухни; воины носили открытки с «портретом отечества» вместе с фотографиями родных в сердце.

Плакат не ушел в небытие и после войны. Оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее. В 1959 году он вдохновил скульптора Вучетича на создание аналогичной аллегории — скульптуры на Мамаевом кургане. «Родина» фигурирует в ряде советских фильмов.

Она возвращается вновь и вновь, когда мы скорбим о павших и, не скрывая слез, празднуем годовщину победы.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Этот постер – настоящий герой войны, ее пронзительный символ.