В начале XX века Надежда Добычина открыла двери Художественного бюро в Петербурге, где художники-новаторы получили возможность выставлять свои работы, а коллекционеры — приобретать произведения современных мастеров.

К сожалению, имя Надежды Добычиной сегодня незаслуженно забыто. Однако вклад этого уникального галериста в развитие искусства невозможно переоценить. Недаром искусствовед и мемуарист Лазарь Розенталь назвал эпоху 10 века прошлого века «добычинской»…

Художественное бюро Добычиной и его проекты

Основанное Надеждой Добычиной в 1911 году Художественное бюро стало знаковой выставочной площадкой Санкт-Петербурга. Именно в его стенах проходили выставки художников мира искусства и авангарда, Александра Гауши и Натальи Гончаровой, финских и латвийских художников… Кроме того, Арт-бюро — бизнес, казалось бы, чисто коммерческий — стал стартовой площадкой для еще малоизвестных тогда «крайних» модернистов — Юрия Анненкова, Владимира Баранова-Россине, Василия Кандинского и Марка Шагала.

Кстати, «Черный квадрат» Малевича впервые был представлен публике в бюро «Добычина».

Коллективные смотры современной живописи, организованные Добычиной, носили принципиально демократический характер, объединяя художников с разными стилистическими предпочтениями и мировоззренческими взглядами. А в «комитеты» по ее выставочным проектам входили Натан Альтман, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Дмитрий Кардовский, Игорь Грабарь, Максим Горький…

Сомов Константин. Портрет Н.Е. Добычиной, 1921. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

После открытия Петербургской (Петроградской) стороны на Дивенской улице арт-агентство активно развивалось и вскоре переехало на набережную реки Мойки, а затем на Марсово поле – в центр города, занимая все более прочное место в культурная жизнь российской столицы. Начав свою деятельность с любопытных, но довольно скромных графических выставок, «Добычина» вскоре переключилась на проведение ярких, масштабных и смелых выставок.

«Все новое, смелое и революционное в искусстве, не имевшее выхода на большие выставки, нашло приют в интересных добычинских выставках», — писал известный живописец и искусствовед Игорь Грабарь.

В залах Бюро проходили как проекты, организованные самой галеристкой, так и выставки, для которых она лишь предоставила залы: выставки членов объединения «Мир искусства» сменились показами радикальных художников-авангардистов, а их участники получили узнать друг друга и начали выставляться вместе. Показательно, что автор газеты «Вечернее время» подводит итоги выставочного сезона 1915-1916 годов о выставках, проходивших в Академии художеств, Обществе поощрения художников, а также в Добычинском бюро. Вдобавок к ним он лишь вскользь упоминает «шесть крупных выставок», прошедших в «различных частных помещениях». Так всего за несколько лет работы Бюро стало одной из самых важных и престижных выставочных площадок столицы. А в личной коллекции Надежды Добычиной, по разным данным, числилось от 80 до 250 работ.

Обратите внимание: 27-летняя Регина Тодоренко эксклюзивно для ХОЧУ рассказала о своем 4-летнем опыте работы в шоу "Орел и Решка" и сотрудничестве с другими ведущими проекта.

Впоследствии эта уникальная коллекция разошлась по престижным частным и государственным коллекциям.

Шагал Марк. Аптека в Витебске, 1914. Частное собрание, Москва

Сегодня искусствоведы считают, что личность Добычиной в общих чертах сопоставима с культовыми фигурами европейского и американского модернизма — Пегги Гуггенхайм и Гертрудой Стайн — женщинами, которые не боялись «продвигать» идеи нового искусства, покупали и «раскручивали» Пабло Пикассо и Джексон Поллок и вошел в историю искусства и литературы.

Можно сказать, что выбор этого галериста — «Выбор Добычиной» — во многом определил не только судьбы многих художников-модернистов, но и сформировал лицо русского искусства начала ХХ века. Поэтому в 2023 году Музей русского импрессионизма решил организовать выставку с таким символичным названием. Он будет открыт до 24 сентября и, несомненно, заслуживает внимания всех неравнодушных к истории искусства.

Что будет представлено на выставке «Выбор Добычиной»?

Выставка «Выбор Добычиной» познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с произведениями художников «Мира искусства» и художников-авангардистов до персональной выставки Николая Кульбина, авангардист и теоретик. Посетители также увидят произведения из личной коллекции Надежды Добычиной: картины и рисунки ведущих мастеров начала ХХ века, в том числе Александра Бенуа, Константина Сомова, Кузьмы Петрова-Водкина, а также произведения менее известных авторов: Валентина Ходасевич, Виктор Замирайло, Юрий Черкесов и другие.

Продолжение выставки на третьем этаже музея будет посвящено проектам Арт-агентства, которые по разным причинам не были реализованы. Первая мировая война, а затем две революции внесли свои коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников позволили восстановить тематику и состав участников несостоявшихся выставок: показов персидского и японского искусства, выставок мастеров русской провинции, персональных выставок Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василий Шухаев и Николай Рерих. Эта часть выставки позволяет представить, что могли увидеть гости таких «неудавшихся» проектов.

Выставка станет первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и ее влиянию на русскую культуру начала ХХ века.

Представление о деятельности галериста помогут получить работы из более чем 40 коллекций: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Приморская государственная картинная галерея, Музей русского искусства в Ереване, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева и другие.

Ряд работ будет сопровождаться тактильными станциями с трехмерными моделями картин и дополнительными элементами, дающими представление о фактуре картины. Прочувствовать настроение произведений помогут ароматы, созданные парфюмерами бренда NŌSE Perfumes на основе четырех картин Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Роберта Фалька и Ольги Розановой. Выставку будет сопровождать комплексная образовательная программа для детей и взрослых.

Редакция Мари Клэр

Фото: архив для пресс-служб

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В начале XX века Надежда Добычина открыла двери Художественного бюро в Петербурге, где художники-новаторы получили возможность выставлять свои работы, а коллекционеры — приобретать произведения современных мастеров..