Цикл эволюции, основанный на теории поколений, завершился на зумерах в 2010 году.

Никто из поколения Альфа не сможет прочитать этот текст. Дело не в их осознании возраста, а в том, что они лишены возможности воспринимать текстовую информацию о таких объемах. Так что этот текст для ваших бабушек и дедушек — бэби-бумеров, X-ers и мам и пап миллениалов — и немного для братьев и сестер зумеров. То есть для людей, способных создавать и изменять мир, а не просто жить в предлагаемых цифровых условиях.

Альфы, рожденные после 2010 года, — это действительно новые люди, со своими уникальными характеристиками и задачами. Удивительно, что последователи теории поколений Нила Хоу и Уильяма Штрауса решили не продолжать следовать греческому алфавиту, к которому они обратились, и «отметить» поколения с 1967 по 2010 год буквами X, Y и Z, а завершить цикл эволюции. А после 2010 обнулили отсчет и вернулись к Альфе. Так действительно ли дети А призваны начать «конец света»? Или, может быть, создать «новый мир»? Над этими вопросами, а также над преимуществами и недостатками Альфа размышляет наш эксперт, нейропсихолог Ирина Хвингия.

Поколение потребителей с низкой социальной жизнеспособностью

Сегодня принято идеализировать поколение Альфа: они рождаются с гаджетом в руках и начинают «говорить» на цифровом языке чуть ли не с пеленок; именно им предстоит создать симбиоз с искусственным интеллектом, освоить полную оцифровку и жить со скоростями и возможностями компьютерного разума — за ними очень ощутима вся мощь грядущего нового мира. Это правда. Но давайте задумаемся, кто создал этот «новый мир»?

Вот последний пример — Илон Маск, который при чипировании намерен слить искусственный интеллект с человеческим и предпринимает на этом пути определенные шаги. Родился в 1971 году и принадлежит к поколению X (читайте также: «7 удивительных изобретений Илона Маска, изменивших мир»). По сути, все достижения науки и техники, из которых состоит реальность Альф, были изобретены Иксами и Ысами (1967-2000 гг.) и продолжают модернизировать Зумеры (2000-2010 гг.). Люди, которые знают, как жить и быть эффективным без электричества, компьютеров, интернета и центрального отопления жизнеспособны. Репродуктивный. Продуктивный. И сегодняшняя задача — превратить таких же новых людей в А.

Для этого требуется на государственном и даже межгосударственном уровне - создать систему распознавания слабых и сильных сторон на каждом этапе развития и разработать механизм компенсации минусов - тех функций и характеристик, которые снижают жизнеспособность Альф. Поговорим о них подробнее.

С цифрой на «ты»

Они отлично ориентируются в новой сигнальной системе созданной цифровой реальности. И до сих пор не умеет говорить, продвинутые «используют» одни из самых продвинутых гаджетов. Некоторые нейропсихологи удивляются, что это считается плюсом. Первое, что мы сбиваем ребенку с помощью гаджетов, — это творческое воображение. Если он сядет рисовать собаку на бумаге, то может добавить ей много деталей «с головы»: цветок, ярмарку, траву и так далее. Если он рисует на планшете, то дальше заданной программы не пойдет. То есть мы получим поколение, более ориентированное на выполнение какой-то фиксированной инструкции. В связи с этим вызывает удивление заявление исследователей о том, что свобода выбора и персонализация крайне важны для ребенка А.

Это иллюзия. Что-то, что обеспечивает полное представление детей в сети - с личными аккаунтами и личным контентом - персонализация. Но насколько это личное и свободно выбранное?

В НЛП используют такую ​​манипуляцию с трехлетками: ты хочешь есть кашу из синей тарелки или из зеленой? Трехлетний ребенок в эйфории от ощущения свободы выбора! А на самом деле выбора никто не давал: он в любом случае ест кашу.

Вот та же история со страницами нового поколения в Интернете. Они наполняют свои аккаунты и подписки одной и той же «кашей», но в разных тарелках. Поэтому у них создается впечатление, что их представление уникально. Увы, это не так.

Дети А свободно живут в режиме многозадачности… Потому что страдают нарушением концентрации внимания

За единицу времени обработать ряды информации и отсеять ненужные можно только при сведении информации к минимуму. Поэтому предпочтительным форматом вещания является изображение. Без текста или с зернистостью текста. А формат восприятия — клиповое мышление. И как следствие невозможность сосредоточиться на одной конкретной проблеме, глубоко в ней разобраться и сделать выводы. Это означает, что у ребенка А снижена функция синтеза и анализа. Крупные тексты им не под силу, они их не дочитывают, убегают в вырезочное пространство. Это большой минус. Особенно на фоне снижения коммуникативных навыков.

Нет навыков реальной коммуникации

Сегодня мы видим детей, которые даже на детской площадке не могут общаться друг с другом. Школьники на переменах, честно говоря, сбиваются в кучу, все еще глядя в свои мобильные устройства. Два человека сидят рядом и между ними происходит диалог: «Я отправил тебе забавную картинку в WhatsApp, посмотри». Второй: «О, да. Я тебе ответил. Вот мы и поговорили. Они толком не общаются, и этот навык постепенно исчезает (см также: «Дети и гаджеты: две вещи (не) вместе?»).

Но эти дети потом работают, занимаются бизнесом. А эффективный бизнес предполагает переговоры. Как они это сделают? Почти с библиотекой эмодзи? Хотя этот год показал, что, казалось бы, все возможно. Но и здесь надо понимать, что в плоском мире чисел могут быть эффективны только те, кто знаком с объемной и многослойной реальностью, с коммуникативными навыками, с синтезом и анализом. И здесь речь идет о самой серьезной проблеме Альф – неразвитом эмоциональном интеллекте.

Альфы не различают эмоции

Удивительно, но мы не рождаемся со способностью понимать эмоции. Мы учимся этому через общение, через живые контакты с живыми людьми.

Обратите внимание: Театр "Мизантроп" презентовал основанный на комиксах спектакль: премьера "Голиаф" (ФОТО).

Основная функция эмоционального интеллекта заключается в распознавании собственных эмоций и управлении ими. И как можно иметь дело с тем, чего ты никогда не видел?

Когда львиная доля общения содержится в цифровых плоскостях — со своими законами и своей сигнальной системой — как научиться по-настоящему радоваться, грустить, обижаться, любить? И самое главное - как узнать, что ты кому-то нравишься, ты желанный, тебя любят?

Это эмоциональное уплощение, обеднение. Откуда взялось большое количество детей с псевдоаутизмом? Не потому, что у них на самом деле есть какие-то аутичные черты, а потому, что они просто не знают, как сделать это по-другому. Первые уроки развития эмоционального интеллекта ребенок получает от родителей, на детской площадке, в детском саду и школе. Но и там сегодня фигура правит…

Продвинутые педагоги, понимающие необходимость развития эмоциональной сферы, уже в группах детского сада «проговаривают» с детьми все эмоции: «Что сейчас произошло? Что вы чувствуете? Вы разозлились? Почему? Как еще вы могли отреагировать? То есть это работа начало?

Если бы мы сами изначально были в состоянии распознать весь этот спектр, нам не понадобилась бы такая подготовка. Но, как оказалось, человек не знает себя. А сейчас, к счастью, начали готовить специалистов по эмоциональному интеллекту.

Возможно, Альфа-дети пытаются выработать этот механизм узнавания самостоятельно. Об этом говорит тип контента, который у них в почете — совершенно бессмысленные для нас ролики, где вроде бы ничего не происходит, а мальчик просто катается на самокате и шлет радость. Они могут бесконечно «прилипать» к такому видео — возможно, так они учатся чувствовать и понимать эмоции?

Дети Альфа — будущие долгожители

Мощный арсенал здоровьесберегающих и медицинских технологий, которые уже появились и еще только появятся, говорит о том, что Альфы действительно будут жить долго. И весь вопрос только в качестве этой жизни.

Сейчас сложно оценить степень зависимости будущих людей от искусственных органов, стимуляторов и прочих приспособлений, позволяющих регулировать жизненные процессы. Но сама зависимость немного беспокоит. Ведь объективно говоря, их биологические показатели снижаются. Взять хотя бы уровень выносливости детей сегодня и 15 лет назад. Ведь их стали очень жалеть во всех сферах: от уроков физкультуры до работы по дому. Это с одной стороны, а с другой стороны, наоборот, они стали разрабатываться форсированным образом. Но оба эти полюса составляют сущность такого явления, как культ личности детей.

Появилось обожание ребенка. И каждая мама хочет быть идеальной. Поэтому идеальное питание, идеальное освещение в комнате, идеальные методы развития, которые часто провоцируют перерывы в этом развитии (читайте также: «Шесть типов новорождённых (какой вы?)»).

Все это соревнование родителей под девизом «мой ребенок должен быть лучшим» имеет ряд весьма печальных последствий.

«Идеальное питание» детей Альфа

В угоду модным пищевым веяниям, почерпнутым из интернета, «идеальная мама» убирает из рациона ребенка целые группы продуктов: глютен, животный белок, углеводы. Очень часто медицинских показаний к таким действиям нет – только желание быть в русле здорового образа жизни. В итоге мы получаем детей с расстройствами желудочно-кишечного тракта, нулевой перистальтикой и системными сбоями в организме в результате этих проблем. К чему все это приведет во взрослой жизни? Можно только догадываться. Например, мы не знаем, почему в нашей стране за последние годы так вырос процент бесплодия у лиц репродуктивного возраста…

«Идеальное развитие» Альф

Миллион методик, миллион кружков и секций, а в первом классе он читает, пишет и знает уже два иностранных языка. И родители считают, что подготовили ребенка к школе. Только теперь забыли о физиологической готовности. Это может быть самый умный ребенок, который не сможет высидеть урок. Потому что у него ноль концентрации внимания, ноль динамических двигательных функций — это почерк, это способность к переключению, это утомление. Как он будет учиться?

Второй аспект этого идеального развития — сегрегация неравенства. Раньше дети ходили в школу, чтобы научиться читать и писать, а теперь они ходят, чтобы продемонстрировать уже приобретенные навыки. Их опрашивают, по результатам делят на сильные и слабые классы. Для некоторых детей попадание в слабый класс является оценкой собственной неадекватности. Часто именно такие дети потом сталкиваются с серьезными проблемами компьютерной зависимости.

Но у этого детского культа есть один безусловный плюс:

Дети Альфа гораздо более свободны в выборе профессии

И здесь речь в первую очередь идет о нашем отношении к высшему образованию. В прошлом, нравится тебе это или нет, ты был обязан удовлетворить просьбу родителей закончить университет. Это привело к тому, что мы получили целые армии специалистов, которые работают не по специальности. Сегодня Альфы скептически относятся к высшему образованию: мир трижды изменится, прежде чем они получат степень бакалавра, не говоря уже о степени магистра. И будут ли востребованы полученные навыки в изменившейся реальности – большой вопрос. Но у Альфа совершенно уникальное поле профориентации: профильные школьные занятия, индивидуальное и групповое обучение, мощная психологическая поддержка и родительская лояльность. У ребенка больше возможностей личного выбора. Это большой плюс для поколения. Однако полностью сбрасывать со счетов высшее образование опасно. Ведь это тот самый фундамент, на котором строится научно-технический прогресс, плодами которого так искусно пользуются Альфы.

Высшая миссия Альф

Как бы пафосно это ни звучало, Альфам придется превратить поколения X, Y и Z в сплоченное общество, которое должно сделать из Альф жизнеспособных людей. Эта задача может быть решена только путем объединения и разработки стратегии междисциплинарного, межведомственного характера.

Понятно, что прогресс не остановить, но следить за всеми тенденциями, не замечая отрицательных сторон, опасно. Поэтому сегодня важно вооружить детей навыками и знаниями, компенсирующими недостатки нового цифрового мира.

При этом обучение должно начинаться с родителей, на уровне дородовых школ, где будущим мамам и папам расскажут не только о физиологических и медицинских аспектах, но и предупредят о трудностях эмоционального, интеллектуального и психического развития новорожденных. Родителям уже должны быть даны инструменты, помогающие правильно воспитывать детей.

Например, вы можете нейтрализовать вред от краткосрочного мышления и недостатка концентрации, если будете уделять час в неделю чтению книги с последующим обсуждением. Вместе вы будете развивать как синтез, так и анализ.

Мама и папа научатся распознавать эмоции, которые не будут торчать со смартфонами, а будут говорить с ребенком обо всех чувствах и всех житейских ситуациях.

Во всех областях должен существовать компенсационный механизм для восполнения упущенного. Только тогда появится поколение, которое сможет сохранить навыки и способности, приобретенные предыдущими поколениями, и развить нечто уникальное. Не стоит бояться момента, когда внезапно отключится питание, испортится кардиостимулятор и закончится интернет.

Фото: Гетти Изображений

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Цикл эволюции, основанный на теории поколений, завершился на зумерах в 2010 году..