Ее личность всегда волновала историков, а мнения о ней разнились вплоть до противоположных: одни считали ее ведьмой, другие боготворили и называли святой.

Слева - свадьба Ивана III и Софьи Палеологиной, 1472 г.; справа кадр из сериала «София», 2016 год

На фоне других исторических отечественных фильмов выделяется кинороман «София», заявивший о себе на экране в 2016 году. Он охватывает далекую эпоху, ранее даже не экранизированную: события фильма посвящены началу становления российской государственности, в частности, бракосочетанию великого московского князя Ивана III с последней наследницей византийского престола.

Небольшой экскурс: Зоя (так назвали девочку при рождении) была предложена в жены Ивану III в 14 лет. На этот брак очень надеялся сам папа Сикст IV (он надеялся через брак укрепить католицизм в русских землях). Переговоры длились в общей сложности 3 года и наконец увенчались успехом: в 17 лет Зоя была заочно занята в Ватикане и отправлена ​​со своим окружением в путешествие по русским землям, которое лишь после осмотра территорий завершилось ее приезд в столицу. Между прочим, план Папы окончательно рухнул, когда новоиспеченная византийская принцесса в короткие сроки крестилась и получила имя София.

Конечно, фильм не отражает всех исторических перипетий. В 10-часовых сериях создатели постарались вместить, по их мнению, самое важное из того, что происходило на Руси при переходе в XV-XVI века. Именно в этот временной период благодаря Ивану III Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. Князь начал объединять территории, что в конечном итоге привело к образованию цельного, сильного государства.

То роковое время во многом произошло благодаря Софье Палеолог. Она, образованная и культурно просвещенная, не стала немым дополнением к князю, которому оставалось лишь разводить род и княжескую фамилию, как это было принято в далеком прошлом. Великая княгиня обо всем имела свое мнение и всегда могла его сказать, и ее муж всегда высоко ценил это. По материалам историков становится ясно, что, вероятно, именно София вложила в голову Ивана III идею объединения стран под единым центром. Княгиня видела на Руси невиданную власть, верила в ее великие цели и, по гипотезе историков, именно ей принадлежала знаменитая фраза «Москва — третий Рим», ставшая определяющей государственной идеей.

Племянница последнего императора Византии Софья Палеолог также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. Она досталась столице в качестве неотъемлемой части приданого (вместе с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в наследие Великой библиотеки Ивана Грозного). Успенский и Благовещенский соборы были спроектированы и созданы благодаря итальянцу Альберти Фиораванти, которого София лично пригласила в Москву.

Обратите внимание: Звезда "Sex in the city" собирается в другие, но тоже большие города.

Кроме того, принцесса вызвала художников и архитекторов из Западной Европы, чтобы облагородить столицу: они построили дворцы и возвели новые церкви. Именно тогда Москву украсили башни Кремля, Теремной дворец и Архангельский собор.

Мы, конечно, не можем знать, каким на самом деле был брак Софьи и Ивана III; к сожалению, мы можем только догадываться об этом (знаем только, что по разным гипотезам у них было 9 или 12 детей). Сериал – это прежде всего художественное восприятие и понимание их взаимоотношений; это в своем роде авторская интерпретация судьбы княгини. В киноромане выделена любовная линия, а все остальные исторические перипетии словно стали сопутствующим фоном. Конечно, создатели не обещают абсолютной аутентичности; им было важно создать чувственный образ, в который люди будут верить, персонажей, которым будут симпатизировать и искренне переживать за их сериальную судьбу.

Портрет Софьи Палеолог
Кадр из фотосессии главных героинь фильма «София», Мария Андреева в образе своей героини

Однако создатели фильма уделили огромное внимание всем деталям. В связи с этим узнавать историю в фильме можно и нужно: специально для съемок создавались исторически точные декорации (убранство княжеского дворца, тайных кабинетов Ватикана, даже самые мелкие предметы быта того времени), костюмы (которых было изготовлено более тысячи, в основном вручную). Для съемок «Софии» были наняты консультанты и эксперты, чтобы даже у самого взыскательного и внимательного зрителя не возникло вопросов по поводу фильма.

В киноромане София – красавица. Актриса Мария Андреева, звезда популярного фильма «Бездушные», чуть меньше 30 лет, действительно выглядела на экране на 17 (на дату съемок), но историки подтвердили, что палеолог на самом деле красавицей не была. Однако идеалы меняются не только на протяжении веков, даже на протяжении десятилетий, и поэтому нам трудно об этом говорить. Но нельзя не упомянуть и то, что она страдала ожирением (по мнению современников, даже критическим). Однако те же историки подтверждают, что София на самом деле была очень умной и образованной женщиной для своего времени. Это понимали и ее современники, а некоторые из них то ли из зависти, то ли по собственному незнанию были уверены, что Палеолог могла стать такой умной только благодаря связям с темными силами и самим дьяволом (на основании этой спорной гипотезы федеральный Телеканал даже снял фильм «Ведьма всея Руси»).

Однако на самом деле Иван III тоже был невзрачным: невысокого роста, горбатый и не отличающийся красотой. Но создатели фильма явно решили, что такой персонаж не вызовет отклика в душах зрителей, поэтому актера на эту роль выбрали среди главных сердцеедов страны Евгения Цыганова.

Видимо, режиссер в первую очередь хотел порадовать глаз взыскательного зрителя. Кроме того, для него, жаждущего зрелища зрителя, создали атмосферу настоящего исторического действия: великие сражения, резня, стихийные бедствия, предательства и придворные интриги, а в центре - красивая история любви Софьи Палеолога и Ивана. III. Зрителю оставалось только запастись попкорном и насладиться красотой хорошо снятой романтической истории.

Анастасия Сыропятова

Фото: Getty Images, кадры из сериала

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Ее личность всегда волновала историков, а мнения о ней разнились вплоть до противоположных: одни считали ее ведьмой, другие боготворили и называли святой..