Вспоминаем невероятно талантливых женщин-художниц, которые дадут фору многим представителям сильного пола.

Мария Башкирцева, Фрида Кало, Зинаида Серебрякова

Имена этих женщин навсегда вошли в историю; почему – рассказываем в нашем материале.

Фрида Кало (1907 — 1954)

Ярая коммунистка, экспрессивная и эксцентричная, Фрида, любившая смеяться, пить текилу и курить, прославилась незадолго до смерти. Сейчас ее картины стоят миллионы долларов, а одно время чуть ли не единственным поклонником ее творчества был ее муж, тоже художник Диего Ривера.

Так уж получилось, что сегодня автопортреты Кало известны большинству из нас гораздо больше, чем сама художница, и все же биография мексиканки заслуживает наибольшего внимания. В юном возрасте Фрида пережила серьезную аварию – трамвай врезался в автобус, на котором ехала будущая великая художница. После катастрофы Кало перенесла более тридцати операций, несколько лет провела в постельном режиме, не переставая творить. Собственно, именно чудесные автопортреты увлекли ее будущего мужа. Произведения Фриды Кало, созданные во время замужества, являются скрытыми посланиями ее единственному возлюбленному, мужу, который до конца дней художницы был ее идейным вдохновителем, коллегой и другом. Однако это не мешало ей заводить романы за спиной возлюбленного – ее творческая натура не укладывается в привычные рамки.

За свою очень короткую жизнь - Фрида умерла в 47 лет - она ​​успела, несмотря на свою более чем непривлекательную внешность, стать любовницей Троцкого, можно сказать, не выходя из дома; страстно влюбиться в испанского художника и даже очаровать Маяковского. Правда, к последнему роману Кало у историков возникает много вопросов – вполне вероятно, что его вообще не было. Хотя оба были невероятно близки по духу, и если бы они действительно встретились, то имели все шансы быть вместе. Но, к сожалению, о знакомстве поэта и художника свидетельствует лишь одна фотография, о подлинности которой ведутся споры уже многие десятилетия. И кажется, что они вообще никогда не остановятся.

Берта Моризо (1841 — 1895)

Портрет Берты Моризо работы Эдуарда Мане

Париж, галерея Оранжери, Клод Моне – вот первые ассоциации, которые возникают у любителей искусства при упоминании импрессионизма. На самом деле мы знаем об этом направлении ничтожно мало, довольствуясь лишь скудными сведениями и собственными предпочтениями, не думая, что импрессионизм – это не только Моне и Мане. Оказывается, в компании французских первопроходцев жанра фигурируют не только мужские имена.

Ее называли «виртуозом цвета»; Работы Моризо из года в год участвовали в Салоне, ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств. И сегодня художник незаслуженно забыт. Берта Моризо, представительница очень богатой буржуазной семьи, родилась в 1841 году в небольшом французском городке Бурже. С детства она, как и сестра, предпочитала рисовать — обе девочки впоследствии стали художницами. Правда, Эдма, в отличие от Берты, не добилась больших успехов в своей профессии. Берта, познавшая зов крови (девушка была дальней родственницей Жана Оноре Фрагонара, повлиявшего своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой отдалась своей профессии, близко познакомилась с великими людьми своего времени – Моне, Ренуар, Сислей и даже женились на брате Эдуарда Мане Евгении. Кстати, именно поэтому Моризо так часто появлялся в качестве модели на полотнах художника.

Берта долгое время избегала открытости в своих работах – природная скромность и строгое воспитание не позволяли ей писать обнаженную натуру. В семидесятые годы Моризо обратился к современности и сразу же с головой погрузился в нее, создавая во многом первые рекламные брошюры.

Мария Башкирцева (1858 — 1884)

Для большинства из нас Мария Башкирцева – прежде всего автор легендарного дневника, который переведен на все европейские языки и несколько раз переиздавался.

Обратите внимание: Селена Гомес стала "женщиной года" и рассталась с бой-френдом.

Даже сегодня записи, сделанные некогда неизвестной русской девушкой, проведшей большую часть жизни в ссылке, Машей Башкирцевой, пользуются огромной популярностью среди читателей. Между тем, Мария Башкирцева – первая русская художница, чьи работы были выставлены в Лувре в Париже. Среди них картина «Жан и Жак», самая известная картина русского художника. Однако сегодня найти творения Башкирцевой довольно проблематично – большая часть уникальных картин была утеряна или уничтожена во время Первой мировой войны.

Талант Башкирцевой, несомненно, уникальный – Мария обладала, помимо всего прочего, прекрасными вокальными данными и задатками полиглота – не успел раскрыться в полной мере; в возрасте 25 лет художник умер от туберкулеза в Париже.

Ангелика Кауфман (1741 — 1807)

Анжелика Кауфман, швейцарская художница и гравёрка конца XVIII века, смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Выбрав для себя трудный путь в очень мужской профессии, Анжелика тем не менее осталась в первую очередь женщиной. В 1780-х годах Анжелика Кауфман стала очень известна в Европе своими многочисленными портретами знатных людей, в том числе представителей различных королевских семей. Сцены, написанные Анжеликой Кауфман по сюжетам классической мифологии, были переведены в гравюры и использованы в арт-индустрии. Благодаря этому искусство Анжелики Кауфман стало невероятно популярным – такого признания удавалось добиться не каждому мужчине.

Анжелика Кауфман вместе с другой художницей Мэри Мозер вошли в число основателей Британской королевской академии художеств и оставались в течение следующих полутора столетий единственными женщинами, получившими в нее членство.

Еще один штрих к портрету художницы: Анжелика была первой женщиной, посвятившей большое количество лет профессии, которую сегодня называют дизайнерским искусством: художница в компании других живописцев занималась оформлением богатых особняков.

Зинаида Серебрякова (1884 — 1967)

Представители нашей страны отличаются не только блестящим талантом, но и удивительно трагичной судьбой. Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом», наверное, известен каждому еще со школы. Кажется, творческий путь Серебряковой был предопределен задолго до ее рождения: ее дед и прадедушка посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а среди дядей был известный художник и критик Александр Бенуа, так что девочка просто нет выбора. Решив продолжить творческую династию, Серебрякова не ошиблась, но артистке пришлось расстаться с семьей. Выйдя замуж против воли родителей, Зинаида с мужем были вынуждены уехать во Францию, оставив маленького сына в России — Серебрякова должна была встретиться с ним 36 лет спустя. Сегодня невозможно себе представить, что когда-то автор картин, которые сейчас продаются за фантастические деньги, едва сводила концы с концами в Париже, пытаясь писать портреты на заказ, но благодаря широкой русской душе часто давала только ее работа для клиентов, вновь и вновь оставаясь без гроша в кармане. Из-за катастрофической бедности Серебрякова даже была вынуждена изготавливать краски самостоятельно — на магазинные денег не было.

Широкую известность художница впервые получила в 26 лет, когда ее работы участвовали в VII выставке Союза художников России, но сама Серебрякова не смогла участвовать в выставке - на родину она так и не вернулась, хотя страстно об этом мечтала на всю оставшуюся жизнь. Сегодня знаменитый автопортрет Серебряковой выставлен в Третьяковской галерее, а картину «За завтраком» (1914), героями которой являются дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

Джорджия О’Киф (1887 — 1986)

Критики приписывали ей тягу к скрытому эротизму, любители искусства не признавали в ней мастера своего дела – а что в работах этой американки, кажется, могло привлечь внимание: пестики, тычинки, огромные цветы, размытые тени и чрезмерное разнообразие цветов. Кроме того, сама художница призналась, что ненавидит то, что рисует - цветы - и использует их в качестве моделей только потому, что они дешевы (на настоящие модели приходилось тратить много денег, которых у О'Киф просто не было). Так кому же понравится то, что ненавидит сам автор?

Но, как известно, все новое мы всегда принимаем с трудом, и всегда бывает поздно. Сегодня работы художника уходят с молотка за совершенно космические суммы: позавчера вышла картина «Дурман», также известная как «Белый цветок № 1». 1» американской художницы Джорджии О’Киф продана на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке за 44,4 миллиона долларов. Полотно установило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами.

Только ее муж, фотограф и галерист Альфред Штиглиц, видел в творчестве Джорджии большое будущее. Он назвал ее первой женщиной американского модернизма и сказал, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей О'Киф являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры.

Саша Баринова

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Вспоминаем невероятно талантливых женщин-художниц, которые дадут фору многим представителям сильного пола..