Познакомьтесь с самыми страшными темами в искусстве. Ад в чистом виде, кошмары и жуткие убийства – выбранные нами картины, наверное, подойдут только людям с действительно устойчивым разумом.
«Смерть Марата», Эдвард Мунк (1907 год)
Тема смерти в мировой культуре окутана тайной. Никто не знает, что ждет людей на «той стороне», поэтому простор для понимания есть. При этом человек может умереть по-разному. Они могут умереть по своей воле (от старости или по другим причинам) или от рук других. В последнем случае очень сложно принять, объяснить и принять произошедшее. Картина Эдварда Мунка «Смерть Марата» как ни странно, посвящена одному из самых невероятных убийств в мировой истории. 13 июля 1793 года Шарлотта Корде, внучка знаменитого поэта Корнеля, вошла в ванную комнату Жан-Поля Марата, изобретателя и организатора «кровавой» Французской революции, и держала его на острие ножа. "История знает политические убийства, имевшие даже более серьезные последствия, чем дело Шарлотты Корде", - написал Марк Алданов. «Но, за исключением убийства Юлия Цезаря, пожалуй, ни одно другое покушение в истории не шокировало современников и потомков так сильно. Причин было много, от ее личности до необычного расположения ее ванной комнаты». Масштабное преступление, совершенное 25 Двухлетний ребенок был предметом интенсивных дискуссий на протяжении веков. Следует ли считать Шарлотту героиней, чьими руками осуществилось справедливое возмездие, или французской фанатичкой и участницей контрреволюционного заговора? Художники также выражали свое мнение через свои работы. Как вы думаете, кому Эдвард Мунк больше сочувствовал бы: Шарлотте или жертве?
«Ад», Ханс Мемлинг (около 1485 года)
Ганс Мемлинг очень часто обращался в своих произведениях к религиозной тематике. Например, одним из его ранних шедевров была трилогия «Страшный суд», в которой исследуется, что делают христиане после того, как их дни на земле закончились и их души предстают перед Божьим судом. Картину Мемлинга «Ад» можно считать одним из продолжений трилогии. Перед нами иллюстрация подземного мира. Дьявол попирает грешников, горящих в адском огне, и дракон извергает пламя. Слоган над головой дьявола гласит: «Из ада нет пути назад». Согласен, сюжет довольно мрачный. Вряд ли каждый согласится «любоваться» этой картиной каждый день. Но прихожанам голландской церкви пришлось это сделать. В 15 веке «Ад» Ганса Мемлинга был помещен прямо на большие алтари, чтобы удержать верующих от плохих поступков.
«Электрический стул», Энди Уорхол (1964 год)
Энди Уорхол прославился прежде всего своими провокационными работами и эпатажными выходками. За основу собственных произведений искусства он часто брал предметы популярной культуры, превращая обыденные образы в настоящие шедевры. Но можем ли мы назвать электрический стул объектом массовой культуры?Эта работа Энди Уорхола не похожа ни на одно другое творение художника. Орудия казни изображены в стиле поп-арт, вызывая у зрителя весьма сложные впечатления. Известно, что источником вдохновения для создания «Электрического стула» стала реальная фотография, которую Энди Уорхол нашел в архивах Нью-йоркской публичной библиотеки, запечатлевшая казнь шпионской четы Розенберг.
«Кошмар», Иоганн Генрих Фюссли (1781 год)
Вам снятся кошмары? Художник Иоганн Генрих Фюсли определенно испытал это чувство, просыпаясь среди ночи в холодном поту после страшного сна. Как еще объяснить пугающий реализм его работ на эту тему? К созданию «Кошмара» он подошел очень тщательно, написав четыре варианта сюжета. Считается, что он черпал вдохновение частично из английских легенд о привидениях, а частично из рассказов о Кинбаку. Представленная выше версия картины в настоящее время хранится в Детройтском институте искусств. На нем изображена пышная фигура молодой девушки, одетой в белое, на которой восседает демоническое существо, воплощение самых страшных кошмаров и бессознательных страхов. Голова лошади с белыми глазами на заднем плане окружена загадочной дымкой, что усиливает ощущение сюрреалистичности представленного сюжета.
«Призрак блохи», Уильям Блейк (1819–1820 годы)
Один из самых пугающих аспектов нашего выбора заключается в том, что некоторые художники этих картин берут сюжеты из реальной жизни. Вы, возможно, удивитесь, но «Призрак блохи» Уильяма Блейка не является исключением. В это трудно поверить, глядя на странную полунасекомую-получеловеческую фигуру автора.
Обратите внимание: Продана самая дорогая картина в мире.
Неизвестный монстр держит в руке пустую чашу, на которой сосредоточено все его внимание. Сегодня Уильям Блейк считается выдающимся художником, однако современники дали ему совсем другой эпитет – его называли просто «сумасшедшим». Мужчина утверждал, что ангелы, демоны, призраки и разные другие существа из этого мира приходили к нему и позировали ему, чтобы рисовать картины и шептать стихи.«Наказание Марсия» (фрагмент), Тициан (1570–1576 годы)
Тициано Вечеллио – один из самых известных итальянских художников эпохи Возрождения. Как мы помним, приверженцы этого направления в искусстве обратились к античности и нашли там образец гуманистических отношений, совершенный образ человека. Однако античный миф, послуживший основой картины Тициана «Наказание Марсия», имеет мало общего с гармонией и совершенством. По его словам, Аполлон и Марсий горячо спорили о том, кто лучше — технологии богов или сатиров. Результат наглядно изображен на полотне. Аполлон разгневан человеческой жестокостью и готовится наказать дерзкого сатира, осмелившегося выступить против него. На лицах мужчин, наблюдавших за казнью, не было и следа сочувствия. Они наблюдают за происходящим с кровожадным интересом. Даже собаки, признанные друзьями человека в большинстве культур, на этой фотографии поражают своим бессердечием. Один из них стоит вдали, хищно наблюдая за действиями Аполлона и страданиями Марсия. Другая собака была голодна и упала в лужу крови. Даже ангел со скрипкой не пытается никак помешать этому огромному жертвоприношению — он лишь смотрит на него в надежде, что произойдет чудо и что Аполлон посочувствует сатиру.
«Медуза» (фрагмент), Караваджо (1597 год)
И снова перед нами мифологические персонажи. Монстр с женским лицом и змеями вместо волос, взгляд которого способен обратить людей в камень. Как ни странно, это полотно было написано художником не по своей воле. Это был специальный приказ кардинала Франческо дель Монте. Кардинал Франческо дель Монте решил сделать эрцгерцогу Фердинанду такой особенный подарок, чтобы завоевать его дружбу. Лишь в 20 веке влиятельные люди начали дарить друг другу привлекательных панд и редких маленьких собачек, но в Средние века существовал совершенно другой вид почетного подарка.
«Сатурн, пожирающий своего сына», Рубенс (1636–1638 годы)
И снова – древнегреческая легенда. Римский бог Сатурн услышал зловещее пророчество о том, что один из его сыновей свергнет его. Разумеется, такое мировоззрение совершенно не устраивало великого Сатурна, поэтому он решил решить проблему радикальным способом – просто съесть всех потенциальных конкурентов. Этот момент и является моментом «снятия» проблем, обнаруженных в картинах Рубенса. Кстати, почти 200 лет спустя другой художник Франсиско Гойя решил повторить этот жуткий сюжет и я должен сказать это
«Искушение Святого Антония» (фрагмент), Иероним Босх (1495–1515 годы)
На этой картине Босха изображены различные существа, которых не существует в природе. Все они являются олицетворениями человеческих грехов и искушений, которым подвергается человечество, и в данном случае только один из их представителей, святой Антоний, остался отшельником в пустыне. Кстати, этот сюжет в нескольких вариантах был воплощен Босхом, а также существует эскиз этой картины, автор которого, вероятно, принадлежит тому же художнику.
«Тонущая собака», Франсиско Гойя (1819–1823 годы)
Картина Франсиско Гойи «Тонущий пес» однозначно не рекомендуется к просмотру поклонникам нашего братишки. Даже по цветовому решению изображения можно сделать вывод, что несчастную собаку ждет печальный конец. Мы не видим тела собаки, только ее голову с большими глазами, обращенными к небу, где зачитывается мольба о помощи. Так что не обязательно быть провидцем, чтобы предсказать судьбу этого маленького беспомощного существа.
«Лицо войны», Сальвадор Дали (1940–1941 годы)
Сальвадор Дали написал эту картину под влиянием ужасающих событий, произошедших в Европе в начале 1940-х годов. Вторая мировая война обрушилась на художника в Париж, где он жил с женой Галой и продолжал творить. Когда Франция капитулировала в 1940 году, Дали и его жена были вынуждены бежать в США. Легенда гласит, что идея картины «Лик войны» пришла в голову художнику, когда он прощался с любимым городом перед эвакуацией. И уже на борту он начал воплощать в жизнь свой новый шедевр. «Лицо войны», которое увидел Дали, было по-настоящему пугающим. Череп лежал под палящим солнцем безжизненной пустыни, обвитый шипящими змеями. В его пустых глазницах и искаженном страданием рту лишь бесконечно повторяется это уродливое «лицо войны».
Мария ЧумелинаФото: Гетти Изображения
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: «Призрак блохи», «Медуза», «Лицо войны» — вспоминаем десять самых страшных картин в мировом искусстве..