И как подготовить своего ребенка к жизни в новой реальности.

Мир вокруг нас стремительно меняется, и эти темпы только ускоряются. Мы находимся на пороге Четвертой промышленной революции, которая приведет к неизбежным изменениям на рынке труда. Понятия «профессия» и «карьера» станут разными. Современное образование за этим не поспевает: эксперты всего мира полагают, что многие дети будущего будут не готовы к изменениям в обществе.

Согласно многочисленным исследованиям, примерно половина всех профессий полностью исчезнет в течение 20 лет. Легче всего автоматизировать алгоритмические действия, выполняющие операции, которые можно разделить на несколько однотипных операций. Например, переводчик превратился в редактора, редактируя только текст приложений, разработанных Google, IBM Whatson и Microsoft.

Эстония уже тестирует использование искусственного интеллекта в судах: роботы принимают решения по мелким искам. Творческая карьера также под угрозой: нейросети уже создают картины и музыкальные композиции. Людям трудоспособного возраста начиная с 2030 года придется менять профессиональные навыки 8-10 раз за свою жизнь, поскольку изменения будут только ускоряться, а пенсионный возраст будет отодвигаться (при этом средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличится в 4-4 раза). 6 лет, до 85).

Что ждет наших детей?

Проблемы, с которыми столкнется это новое поколение, будут сильно отличаться от тех, с которыми мы сталкивались, когда росли. Традиционное образование по-прежнему готовит детей к привычной схеме: «школа-колледж-работа-пенсия».

В центре внимания школы остаются хард-скиллы – теоретические знания в различных областях. При этом практический опыт и развитие мягких навыков – креативности, умения работать в команде, умения находить решения без алгоритмов действий – остаются за пределами школы. Университеты по-прежнему пытаются ограничить студентов в выборе узких профилей. Подростков не поощряют быть независимыми, делать разумный выбор или проявлять любопытство.

Центр социального прогнозирования обнаружил, что каждый третий студент во время учебы осознает, что то, что он выбрал, — это не то, чем он действительно хочет заниматься.

Чтобы подготовиться к будущему, нам необходимо перестать рассматривать карьеру как нечто неизменное, где выбранная профессия и образование заставляют нас работать в одном направлении до самой старости. Вместо этого стоит задуматься о том, какие навыки и знания мы приобретем в течение жизни (читайте также: «Прогнозы сбываются: как мы будем жить в 2040 году»).

Общество перейдет от обычного профессионального резюме к личному портфолио больших и малых проектов, от корпоративной и постоянной занятости к небольшим проектам, от вертикальных структур управления к небольшим самоуправляемым командам. Этот процесс уже происходит во многих отраслях.

К 2030 году до 50% работы будут выполнять фрилансеры.

Количество источников дохода увеличится от одного (зарплата) до многих (зарплата, расходы, активы, недвижимость, монетизация социального имиджа и т.д.).

Фокус на STEM

Многие школы и все правительство сосредоточены на STEM (наука, технология, инженерия, математика). Каждый день появляется множество курсов по программированию и робототехнике.

Обратите внимание: Как не отстать от жизни.

Может быть, именно так мы готовим своих детей к будущему? Может быть, страны, которые инвестируют в STEM-образование, проложат путь в новом технологическом мире?

Энтузиазм в отношении областей STEM основан на предположении, что в этих областях существует растущий спрос на таланты. Но STEM — это очень широкая категория, включающая множество дисциплин и видов деятельности: от программирования до геологии, астрофизики и биологии. Сегодня занятость в технологических областях (Т, или, точнее, информатике) растет.

Исследования Вашингтонского университета показывают, что занятость в профессиях STEM в области компьютерных технологий вырастет на 73% к 2024 году, но занятость в физике и биологии вырастет только на 3%. Сегодня только 20% выпускников естественных наук работают по специальности, многим приходится переквалифицироваться на программистов и других ИТ-специалистов.

В то же время многие эксперты в области искусственного интеллекта считают, что языки программирования и кодирование в том виде, в котором мы его знаем сейчас, станут менее важными, если не исчезнут. Это связано с изменениями в принципах работы компьютеров, которые вскоре могут работать по законам квантовой физики и больше ориентироваться на человеческий мозг и наш язык, а не на двоичные системы счисления, как сейчас. Тем не менее, технологические отрасли, которые сегодня имеют наиболее специализированные потребности, сами подвергаются быстрым изменениям в структуре и списках компетенций.

Как подготовить детей к изменениям?

Никто точно не знает, как изменится мир и какие навыки будут наиболее важными: будет ли, например, знание китайского языка столь же популярным? Или Google Translate облегчит нам общение на любом языке? Скорее всего, ключ кроется в способности адаптироваться, развиваться и узнавать новое, сохраняя при этом внутренний психологический баланс в постоянно меняющейся реальности. Но это сложнее, чем учить новому уравнению или причинам Первой мировой войны (читайте также: «Летающие такси и секс в космосе: молодые учёные рассказывают о том, что нас ждёт через десять лет»).

Самое ценное – это сочетание знаний и навыков в технических областях со способностью людей синтезировать знания из разных предметных областей. Поэтому изучение искусства, литературы, истории, философии, социологии, психологии, нейрофизиологии так же важно, как изучение математики и основ программирования.

При работе с искусственным интеллектом широкий кругозор и междисциплинарность приведут к наибольшим результатам.

Способность эффективно общаться с другими станет мощным конкурентным преимуществом. Сейчас книги пишет не один автор, а 3-4 автора. Большинство успешных проектов создаются не одним основателем или провидцем, а группой высокопоставленных профессионалов. Будущее принадлежит не самым «умным» людям и не «самым сильным» людям, а тем, кто умеет «договариваться» с людьми, какие задачи следует поручить машинам.

Возможно, самое важное для нас, родителей, — это осознать, что образование наших детей не обязательно отражает наш собственный опыт. Они окажутся в мире, который будет сложнее определить, чем мы себе сейчас представляем.

эксперт:
Редакция Мари Клэр

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: И как подготовить своего ребенка к жизни в новой реальности..