Иннокентий Смоктуновский, которого называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа, родился 28 марта 1925 года - по иронии советской судьбы, в сибирской деревне. А в декабре 1957 года в СССР появился самый знаменитый князь Мышкин. Героя романа Достоевского "Идиот" на сцене ленинградского БДТ сыграл мало кому известный тридцатидвухлетний актёр, причем сыграл благодаря чистой случайности. Главный режиссёр театра, Георгий Товстоногов, нашёл его в эпизоде на экране. Он понял, что только такие глаза должны быть у князя Мышкина.
Десятилетием ранее начинающего артиста с сомнительной фамилией в разгар "борьбы с космополитизмом", тоже благодаря случайности, не репрессировали (ему пришлось изменить фамилию по требованию директора театра за полярным кругом), а еще пятью годами раньше не убили на войне.
Wikipedia
19-летний Кеша Смоктунович воевал на Курской дуге, был награжден медалью "За отвагу" (которую получил через 49 лет на сцене Московского Художественного Театра), попал в немецкий плен, бежал к партизанам, снова воевал и в звании сержанта и должности командира отделения роты автоматчиков дошел до Германии. После войны как "неблагонадёжный" ("отозвался" плен) получил "минус 39" — запрет на проживание в 39 крупнейших городах СССР, но случайно не затерялся там, куда в конце сороковых годов добровольно никто не приезжал - в ГУЛАГе в его самом северном варианте - и где все роли в театре играли заключённые. Смоктуновский оказался среди них единственным вольноопределяющимся. И случайно же через несколько лет, отвергнутый всеми столичными театрами за непригодность фактуры, попался на глаза мэтру. Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ и дал никому не известному актеру (юмор из фильма "Москва слезам не верит": "Моя фамилия вам ничего не скажет!") главную роль.
Премьера "Идиота" состоялась, и Смоктуновский проснулся знаменитым, сыграв князя Мышкина так, что один из театральных критиков написал: "Даже тогда, когда он на сцене молчал, я физически чувствовал его нравственные переживания". Другой критик восхитился: "Никогда не видел на сцене такого гения жеста и походки!" Голосом тоже восхитились почти все критики одновременно, попытавшись объяснить, что это был за голос, но мало кому удалось. За Смоктуновским закрепилась слава актёра с необъяснимым голосом, который невозможно забыть.
Это был грандиозный успех. Но еще не такой, как в фильме "Берегись автомобиля!", - тоже в каком-то смысле случайный. Режиссёр Эльдар Рязанов несколько дней уговаривал Смоктуновского сыграть роль страхового агента Юрия Деточкина. Скромного человека, который у мошенников угонял их личные автомобили, продавал, а деньги переводил в детские дома. Мама этого хорошего человека пела про паровоз, а партнёром его был Олег Ефремов в роли следователя Подберёзовикова. Оба они играли в самодеятельном театре Шекспира. Смоктуновский — Гамлета, а Ефремов — Лаэрта.
У этого фильма был такой оглушительный успех, какой бывает только у самых грандиозных шедевров. Смоктуновского сразу и одновременно захотели снимать все самые знаменитые кинорежиссёры Советского Союза и стали приглашать к себе в труппу все самые знаменитые театры. А дальше случилась, наконец, неслучайность: на экраны страны вышел очень точный и предельно актуальный "Гамлет", снятый режиссёром Григорием Козинцевым. На роль Офелии пригласили восемнадцатилетнюю красавицу Анастасию Вертинскую, впроследствии она скажет: "Благодаря Смоктуновскому я поняла, что наша профессия — это не просто совокупность каких-то приёмов, но и таинство, что сути актёрства надо не учиться, а постигать её".
Случайно в 1955 году актер познакомился со своей будущей женой. Она работала художником по костюмам в Театре им. Ленинского комсомола, куда безвестного артиста приняли, но быстро уволили. По словам Суламифи Михайловны, у них не было любви с первого взгляда. Они некоторое время привыкали друг к другу. А в самом начале, когда он пришёл в театральное ателье, Смоктуновскому сшили костюм из того материала, из которого она собиралась сшить себе пальто, вот так они и познакомились. И прожили вместе почти сорок лет, воспитав сына Филиппа и дочь Машу. Филипп, когда его спрашивали, кем работает его отец, отвечал: "Он работает Гамлетом".
SUPERstyle
Из двухсот ролей, сыгранных Смоктуновским, по-настоящему актеру нравились только девять. Всеми другими он не был доволен, очень критически к себе подходил. Он даже Гамлета не рассматривал как одну из своих актёрских удач.
Зато кинокритики и театроведы и при жизни, и после его смерти награждали артиста самыми высокими эпитетами - "гений, "первейший артист России" и т.д.
А вот Олег Ефремов, партнер Смоктуновского по комедийному самодеятельному "Гамлету" в фильме "Берегись автомобиля" и художественный руководитель Московского Художественного театра, где до смерти работал актер, никогда не называл Смоктуновского великим.
Wikipedia
Потому что великих много, а Смоктуновский - один.