Сегодня Белле Ахмадулиной исполнился бы 81 год.
Поэты – всегда дети, которым “всё можно”. Почему? Потому что много дано.
Ахмадулина - как поэт и как женщина - тонка и лирична, в ней одновременно заметен и мужской характер, и женская трогательность. Её поэзия – это поэзия образов и впечатлений, яркости темперамента и экзистенциальной грусти. Женского обморочного чувственного бормотания о любви, мужской битвы за идеалы, стремления доказать правоту, уличить в несправедливости.
Один Борис Мессерер, ее последний и самый надежный муж оценил эту некоторую социальную детскость на фоне громады таланта Беллы с любовью и нежностью. Восприняв её, прежде всего, как любимую женщину с некоторыми причудами. В его обволакивающе любящем сердце домохозяйку совершенно справедливо вытеснила Белла-поэт. Мессерер все же был художник. Он был рад, что ему в теле живой и прекрасной женщины достался образчик чистого искусства.
Поэзия максимально точно и ёмко решает главную задачу искусства – связывания дольнего с горним. Достижения высоты. Путешествия по вертикали. В этом же – стремление политики. Цель у политика и поэта одна. Задачи разные. Политика стремится к управлению – орудуя любыми способами сверху вниз. Поэт подтягивает нижнее к высшему, без потерь и прочих физических огрехов. Более того – поэту нужно не столько связать одно с другим, сколько объединить вообще всё. Отменить законы физики как таковые. Отменить смерть, преодолеть пространство и время.
Пример – шестидесятники и диссиденты. Обладая столь явной властью (то-то политики бесились) над миллионами, поэты стали связующими звеньями между правительством и народом. Поэтому Ахмадулина так отчаянно, детски веря в правоту, стремилась к внедрению в политике идей свободы и ненасилия.
Потому что любви, искусству и отдельно взятой поэзии физические законы не указ. Опять же – дуракам закон не писан. Власть поэтов примерно так же и понимала – как дураков. Недаром же были шуты при правителях, любимые юродивые в народе, они же пророки. Художники. Святые. Дети. Но, как известно, важнее в жизни не результат, а стремление к оному. Вот Белла Ахатовна и стремилась.
Она стала писать ещё в детстве, продолжила в Литературном институте, вклинившись в богемную братию, вскоре став её коронованной особой. Татарские крови и столичная изысканность, вечно девичье лицо и мальчишеская удаль. Она не то, что мечта поэта, она и сама поэт. А еще – киноактриса, политически активный автор.
Даже богатая на гениев словесности Россия не очень-то много знала и знает поэтесс. К ним инструкции не прилагается. И в ХХ веке, скажем честно, их на пальцах одной руки перечесть.
Воинствующая пламенная царица поэзии – Цветаева узнаваема по внушительному числу восклицательных знаков в стихах, по душе подростка-максималиста, по отрывистому ярому слогу, вечной борьбе – с собой, миром, устоями, впоследствии – с жизнью.
Лиричная и художественная, славянски печальная Ахматова – мастерица режиссерски филигранных стихов. Каждый из которых – готовое законченное художественное произведение. И всегда о женском.
И частично заставшая их эхо последовательница – Белла. Кажется, вобравшая в себя мальчишеские безобразия Цветаевой и размах Ахматовой. И не меньше оных творила, влюблялась, влюбляла, всю свою жизнь создавая, как создают поэму, в чем-то мучительно, в чем-то счастливо.
Юлия Милович-Шералиева