Маленьким детям бывает сложно запомнить нечто новое, потому что оно им кажется ненужным и неинтересным.
Проведем небольшой эксперимент: педставим, что нам показывают три картинки с тремя фруктами. Один из них - хорошо знакомый апельсин, другой - не менее знакомое и любимое яблочко, а вот третий является чем-то буро-зеленым и волосатым, совсем незнакомым. Если нас попросить показать на этих картинках нечто под названием "киви", мы укажем на незнакомый фрукт. Потому что как называются два других, мы и так знаем.
Принято считать, что дети познают мир именно так: методом исключения связывают новые слова с неизвестными предметами. И чтобы ребенок быстрее узнавал этот мир, нужно смешивать знакомое и незнакомое.
Почему? Потому что знакомые вещи будут помогать усваивать то, что он еще не видел и не знает. Но это распространенное мнение специалистов теперь под угрозой.
Так утверждают исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне, которые уверены: детям знакомые вещи не помогают, а мешают запоминать новое. Для того, чтобы разобраться в этом, ученые провели исследования на основе эксперимента.
Для него детям в возрасте трех-четырех лет показывали по две картинки. На одной демонстрировалось что-то знакомое для малыша, например, кошка или коробка. А на другой - неизвестный предмет.
На картинке ребенку нужно было указать незнакомый предмет с незнакомым же названием. Для этого малышу говорили ли что-то вроде "Найди пифо", и вот это "пифо" требовалось соотнести с незнакомым странным предметом. Чтобы понять, на что направлено внимание детей, использовали специальное оборудование, которое позволяло отследить направление взгляда.
Согласно распространенному прежде мнению специалистов, малышу следовало бы отталкиваться от знакомого объекта, методом исключения подталкивающее к незнакомому. Однако оказалось, что все дело в интересе для ребенка. То есть знакомый объект знакомому объекту рознь, потому что среди них есть более интересные и менее интересные. И если знакомый объект для ребенка очень интересен, то он все равно будет смотреть на него, отвлекаясь от просьбы найти что-то неведомое. Например, кошка или какая-нибудь ярко раскрашенная знакомая штука явно будут более привлекательными, чем какая-нибудь однотонная коробка, даже если такую коробку малыш видит впервые.
В другом варианте эксперимента детям показывали сразу два незнакомых предмета, один – из предыдущего опыта, то есть как бы знакомый незнакомый предмет, другой совсем незнакомый; и точно так же, как и раньше, с одним из них требовалось соотнести незнакомое слово. И здесь тоже все зависело от степени заинтересованности крошки.
Вывод прост: внимательнее всего дети смотрят на то, что им интересно. И если им предмет неинтересен, то они вряд ли запомнят и его самого, и то, как он называется.
Так что новое – не всегда синоним интересного, и пытаясь научить ребенка чему-то, стоит помнить, что привычный умывающийся котик может быть для него намного занятнее всех тех новых вещей, которые вы ему рассказываете и показываете.