Именно о влиянии культуры пойдет речь в этой статье на примере классического советского фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". Вы все прекрасно знаете сюжет, потому я не стану соблюдать хронологический порядок и иногда буду забегать вперед.
Наш главный герой — холостой 36-летний хирург Женя Лукашин. При первом же знакомстве мы узнаем, что он живет с мамой. Он выглядит робким, нерешительным, а позже признается, что друзья прозвали его тюфяком. Можно было бы предположить, что Женя живет с мамой, потому что условия того времени не позволяли ему иметь отдельное жилье, но не спешите с выводами.
Еще в начале фильма, мама проявляет навязчивую заботу, выставляя Жениного друга за дверь, чтобы тот не мешал Жене налаживать личную жизнь и делать предложение его возлюбленной. Кто-то, конечно же, назовет это проявлением любви, но в психологии это называется нарушением личностных границ. А чтобы вы точно не сомневались в их нездоровой привязанности, в конце фильма Женя говорит маме: "Да и не надо мне жениться. Все равно никто не будет за мной ухаживать лучше, чем ты". На что мама отвечает: "Бедный ты мой ребенок", укладывая 36-летнего Женю в постель.
Итак, у Жени есть прочный фундамент для созависимых отношений. Давайте же посмотрим, как в будущем развивались его отношения с женщинами. Надо отдать должное сценаристам, персонажей и их судьбы они изобразили психологически достоверно, очень правдиво отображая причинно-следственные связи.
В первых сценах фильма Лукашин беседует со своей потенциальной невестой Галей и рассказывает ей, что однажды уже делал предложение женщине, и "к моему удивлению, она согласилась". Такое удивление говорит о проблемах в самооценке, что тоже не способствует построению здоровых гармоничных отношений. Собственно, Женя сбежал от своей невесты в Ленинград. Галя выражает вполне логичные опасения, что Женя сбежит и от нее, но он уверяет, что теперь все будет иначе, что теперь любовь и даже, превозмогая робость, выдавливает из себя предложение руки и сердца.
Хочу еще сделать акцент на том, что Женя рассказывает о своем прошлом только в день помолвки и спустя два года отношений. Могу предположить, что до этого они беседовали преимущественно о погоде. Кстати, разговаривая с мамой о Гале, Женя говорит: "Что она во мне нашла?". Как видите, отношения у Лукашина новые, а проблемы с самооценкой все те же.
Поговорим о нашей героине Наде. Она учительница русского языка и литературы, ей 34 года, живет с мамой. Десять лет своей жизни Надя отдала бесплодным отношениям с женатым мужчиной. Они виделись два раза в неделю, и Надежду явно не устраивал статус любовницы, но терпела она целых десять лет! Сейчас же она находится в отношениях с Ипполитом. Ипполит агрессивный, ревнивый, обидчивый, недоверчивый, короче, мужчина-мечта. Романтики в Ипполите тоже не много. Предложение Надежде он сделал, заявив что "намерен поставить вопрос ребром".
Когда Ипполит обнаружил у Нади в квартире пьяного Лукашина, то закатил истерику и ушел в закат, оставив возлюбленную наедине с незнакомым пьяным мужиком, взвалив всю тяжесть ситуации на ее хрупкие плечи. Выслушать, поверить, помочь, поддержать — это не про Ипполита. Чуть позже мы увидим, что Надежда и Ипполит любят играть в скромняжек. Когда Ипполит говорит, что любит слушать, как Надя поет, та отвечает: "Просто ты ко мне необъективно относишься". А обмен новогодними презентами сопровождали репликами, типа "ой, ну зачем же делать такие дорогие подарки". Мы частенько принимаем такое поведение за благородство и скромность, хотя на самом деле это всего лишь неумение принимать заботу, подарки, комплименты. И все это своими корнями уходит в проблемы с самооценкой.
Далее все сцены с Ипполитом проходят по одному сценарию — он возвращается, закатывает истерику и снова убегает, хлопнув дверью. И, наконец, мы добрались до отношений Нади и Жени. Сперва, конечно же, у них не заладилось. Но вскоре они подружились. В один из эпизодов отсутствия Ипполита они разыгрывают популярную народную забаву "кому сейчас хуже". И жалуются, и спорят кто же из них жертва да кто из них несчастнее. Что интересно, по мере развития их отношений и обоюдной симпатии, Лукашин все более начинает походить на Ипполита. Закатывает истерики, силой принуждает Надю целоваться, а апогеем становится сцена ревности, в которой он рвет на маленькие кусочки фотографию своего соперника.
К моменту завершения трансформации Лукашина в Ипполита, наши герои окончательно понимают, что влюблены друг в друга. Что из этого следует? Правильно! Они должны расстаться! Именно такое решения они принимают. Да, я понимаю, что этот поворот сюжета важен для пущей драматичности. Но, исходя из того, что мы знаем о главных героях выглядит такой поворот чертовски реалистично. Ведь им крайне важно оставаться несчастными, оставаться жертвами и страдать.
Чем закончилась эта история, вы все знаете. Женя и Надя сошлись, хоть еще вчера объяснялись в любви другим людям и были готовы связать свои судьбы с ними. Хеппи энд ли? Зависит от того, какими глазами вы будете в следующий раз смотреть этот фильм, реалиста или романтика. Мы выросли на этом кино, из года в год, умиляясь его героям, сопереживая им, радуясь за них, а порой представляя себя на их месте. По тому, какие чувства в нас вызывает эта картина можно многое сказать и о нас самих. Нужно лишь внимательнее присмотреться к собственной жизни.
Поздравляю вас с Новым годом! Здоровых и гармоничных отношений!