В этой статье собраны важные ориентиры для самоанализа, которые помогут оценить уровень психологической зрелости. Важно подчеркнуть: это не тест на оценку, а скорее карта для личного роста. Цель — не осудить себя за «недостатки», а увидеть области, где можно развиваться, чтобы жить более осознанно и свободно.
Психологически зрелый человек, как правило, чувствует себя комфортнее в роли взрослого, чем в роли ребёнка. Давайте сосредоточимся на практической пользе этих наблюдений и перестанем делить себя на «хороших» и «плохих».
Отношения с миром: обмен вместо потребления
1. Баланс «брать» и «отдавать». Детская позиция сосредоточена на получении. Взрослая личность понимает ценность взаимного обмена и способна не только принимать, но и щедро делиться своими ресурсами, временем и вниманием.
2. Благодарность как осознанность. Ребёнок часто воспринимает заботу и поддержку как нечто само собой разумеющееся. Взрослый человек умеет ценить вклад других в свою жизнь и искренне испытывает чувство благодарности, понимая, что это чей-то осознанный дар.
3. Ценность усилий. Детскому восприятию свойственно преуменьшать трудозатраты других («им легко»). Зрелый человек признаёт и уважает не только свои старания, но и вклад окружающих, видя за результатом проделанную работу.
Ответственность и автономия
4. Удовлетворение потребностей. Ребёнок ждёт, что его нужды удовлетворит кто-то другой. Взрослый берёт на себя ответственность за поиск способов реализовать свои потребности самостоятельно или через конструктивное взаимодействие.
5. Отказ от глобализации. Детское мышление склонно к обобщениям: «мама злая» (вместо «мама сейчас злится»). Взрослый остаётся на уровне конкретных процессов и эмоций, понимая их временный и ситуативный характер («я сейчас злюсь, потому что...»).
6. Видение другого как личности. Для ребёнка родитель — часто просто функция, обязанная заботиться. Взрослый осознаёт, что каждый человек обладает своим набором ресурсов (временем, силами, эмоциями) и правом распоряжаться ими по своему усмотрению.
7. Принятие ответственности. За ребёнка решения часто принимают другие. Зрелая личность способна брать на себя ответственность за свои чувства, выборы, действия и их последствия.
Восприятие реальности и саморегуляция
8. Реалистичное восприятие других. Ребёнок склонен идеализировать или демонизировать, создавая «грандиозные» образы. Взрослый видит людей реальными, многогранными, со своими сильными и слабыми сторонами.
9. Опора на собственный опыт. Ребёнок нуждается в ориентирах и опыте взрослых. Зрелый человек накапливает, уважает и использует в жизни свой собственный жизненный опыт.
10. Баланс близости и отдельности. Ребёнку необходимо, чтобы его «отражали» и признавали отдельной личностью, поддерживая процесс сепарации. У взрослого достаточно внутренних ресурсов, чтобы одновременно поддерживать глубокие отношения и сохранять здоровые психологические границы.
11. Эмоциональная саморегуляция. Ребёнку для совладания с чувствами нужен внешний взрослый, который успокоит и разрешит эти чувства переживать. Взрослый умеет быстро идентифицировать, называть и проживать свои эмоции, не нуждаясь в чьём-либо разрешении на их значимость.
Что происходит, если взросление не состоялось?
Ребёнку для преодоления внутренних ограничений необходим ресурсный и зрелый Взрослый — тот, кто сам прошёл этот путь. Если родитель психологически незрел, процесс сепарации (отделения) ребёнка нарушается, сохраняется инфантильное, «грандиозное» восприятие мира.
В таком случае накапливаются непрожитые страх и агрессия — сначала по отношению к «своему» взрослому, а впоследствии эти чувства часто проецируются на других людей в окружающем мире, осложняя отношения.
Автор рисунка: Вероника Лобарева
