Братья и сестры, и их конфликты

Братья и сестры, и их конфликты

- В детстве мы часто дрались с сестрой. Моя мама хватала нас обеих, и заталкивала в комнату . «Вы не выйдете из комнаты, пока не разберетесь и не успокоитесь».

- Однако мы не могли разобраться. Моя сестра была старше на 5 лет, и она постоянно отрицала свою ответственность в конфликте. Она напоминала лису Алису из сказки о золотом ключике. Основное ее послание было таким: «Я тут ни при чем, во всем виновата только ты».

Я переживала страх, я боялась, что мама разочаруется во мне. Еще мне приходилось сдерживать гнев и раздражение. Но потерять любовь мамы было для меня страшнее: я первой шла мириться и просить прощения.

*** Почему так происходит?

Потому что дети разрешают проблему так, как умеют. Как подсказывает им их опыт и начавшиеся формироваться защиты.

Обе девочки уже усвоили, что поддержки и помощи у них не будет. Они еще не понимают, что эту поддержку им должна оказать мать, потому что у нее есть родительская ответственность, которую она в данном случае не берет.

Они чувствуют право злиться друг на друга, и выражают свою злость свободно.

Как разрешается конфликт в подобных обстоятельствах?

Ответственность, от которой отказался родитель, берет на себя самый уязвимый участник семейной системы. Тот, который переживает больше страха отвержения, страха остаться без любви.

Это может быть младший ребенок, которого, как в данном случае легко обмануть.
Это может быть и старший ребенок, если его перегрузили недетской ответственностью ранее.

Любой из них может оказаться жертвой, и может «нести» эту травматичную ситуацию дальше по жизни, требуя признания ответственности у другой стороны, даже в самых незначительных эпизодах. Или просто чувствуя себя жертвой в определенных обстоятельствах..

У одного сформируется защита в виде гипер-ответственности, у другого – в форме перекладывания ответственности.

Какими должны быть действия ответственного родителя?

Во-первых, не скидывать с себя ответственность. У вас есть дети, и они сейчас нуждаются в помощи.

Во-вторых, признать значимость конфликта: «У нас возникла трудная ситуация, и ее нам нужно решить».

Войти в контакт с каждым из детей, то есть выслушать, придать чувствам значимость. То есть не отрицать, не газлайтить, принять.

Принять решение, по возможности, учитывающее интересы каждой стороны.

Так дети будут понимать, что они важны, что рядом есть ответственный взрослый.

Они смогут опираться на тот способ решения конфликтов, который предложил их родитель, в своей дальнейшей жизни.

Иллюстрация предоставлена Арт-группой "Бери-рисуй" (г. Иркутск)