В предыдущей статье я перечислила ключевые признаки психологически зрелого человека, отделив это понятие от простого биологического возраста. Один из этих признаков вызвал много вопросов и требует более глубокого разъяснения.
В своем инстаграм-эфире я подробно раскрыла смысл каждого пункта. Ниже представлена расшифровка этой беседы, которая, уверена, будет для вас полезна и заставит задуматься.
***
Брать и отдавать: в чем разница между ребенком и взрослым?
Первый обсуждаемый признак звучал так: «Ребенок берет, а взрослый умеет не только брать, но и отдавать».
На первый взгляд, это кажется очевидным. Каждый из нас наверняка подумал: «Конечно, я умею отдавать! Я помогаю, делюсь, делаю подарки». Однако психологическая реальность гораздо сложнее.
Дело в том, что в детстве большинство из нас учили делиться, говорить «спасибо», помогать другим. Нам могли привить эти социальные навыки, но часто они не шли от чистого сердца и не были нашим осознанным выбором. Это было скорее условием для одобрения или способом избежать неприятностей.
Вспомните: вы делились игрушкой с соседским ребенком потому, что искренне этого хотели, или потому, что боялись неодобрения мамы или гнева другого ребенка? Если верен второй вариант, то это — проявление детской модели поведения, а не взрослой зрелости.
Поэтому этот критерий не стоит недооценивать. Он требует глубокого самоанализа.
Мотивация: долг или свободный выбор?
В следующий раз, когда вы будете что-то отдавать — свое время, силы, ресурсы, внимание — обратите взгляд внутрь себя. Спросите: какая мотивация мной движет?
Действую ли я по истинной, доброй воле, исходя из собственных ценностей и желаний? Или я делаю это потому, что «так надо», «так правильно», «так меня научили», чтобы соответствовать ожиданиям, избежать чувства вины или сохранить образ «хорошего» человека?
Эта дилемма касается всех сфер жизни: профессиональной деятельности, материнства или отцовства, дружбы, отношений. Мать, которая заботится о ребенке потому, что «должна», сотрудник, который выполняет задачи из-под палки, — они действуют не из точки свободы, а из точки внутреннего принуждения.
Именно в этом — ключевое отличие. Взрослый, психологически зрелый человек, в первую очередь, осознает момент выбора. Он видит альтернативы и делает свободный, ответственный выбор, а не автоматически следует усвоенным в детстве сценариям.
Что такое истинно свободный выбор?
Свободный выбор — это выбор, который делается не ради того, чтобы понравиться, избежать чьего-то гнева, не прослыть жадиной или плохим человеком, не разочаровать того, кто для вас важен.
Это выбор, который вы делаете потому, что он созвучен вашим внутренним убеждениям, потому что вы этого по-настоящему хотите. И что самое важное — вы готовы полностью принять все последствия этого выбора, как приятные, так и не очень.
Именно эта готовность нести ответственность за свои решения и отличает взрослую позицию от детской.
Автор иллюстрации: Марина Петрусь.
