Попробуем разобраться.
Учитель ставит задачу: "У нас выступление! Все дети представляют честь класса! Все поем песню (танцуем, рисуем газету, и так далее)"
Вдруг находится один-два ученика, которые протестуют. Учитель возмущен, и называет этих детей плохими товарищами. Другие дети начинают чувствовать злость, и обзывают отказавшихся "предателями".
Начинается травля.
Итак, что же произошло? Учитель видит, что часть детей не подчиняется его плану. У него нет ни опыта, ни ресурсов с этим справляться.
Почему нет опыта? Потому что в институте этому не учили,а в его родительской семье с его собственным сопротивлением обходились жестко. Наказывали или отвергали.
Почему нет ресурса? Потому что на то, чтобы выдержать такие процессы, нужен ресурс. Психические силы. Учитель должен быть отдохнувшим, удовлетворенным, у него должна быть поддержка со стороны школы, помощь в решении таких проблем. Чаще всего этих ресурсов тоже нет.
Если посмотреть еще глубже, то мы увидим, что учитель переживает в подобных ситуациях бессилие, и не может с этим бессилием справиться. И поэтому "запускает" расщепление.
Он обозначает, что есть "хорошие" и "плохие" дети. Хорошие, с его слов, включаются в работу (слушаются), а плохие саботируют (на самом деле не слушаются).
Как решить эту проблему? Нужен комплекс решений.
Во-первых, нужно, чтобы проблема была осознана обществом именно на том уровне, на котором я ее описала.
Нет плохих людей, но есть ситуации, в которых эти люди не справляются.И это не стыдно. И не стыдно принимать помощь. Это во-первых.
Дети тоже не могут быть плохими. Они могут чего-то не хотеть. И, если нужно их участие в той или иной активности, привлекать их придется другими способами, более конструктивными.
Не должно быть осуждения ни одной стороны, ни другой. На осуждение возникает только одна реакция - желание оправдаться и перекинуть ответственность. Никаких решений в таких обстоятельствах принять нельзя.
Учителю должна оказываться психологическая и организационная поддержка.
Итак, как можно было бы поступить в такой ситуации?
1. Обозначить, что у нас общее дело, и каждый внесет тот вклад, который сможет.
2. Кто любит петь, сможет спеть. Кто не любит петь,сможет помочь как-то иначе. Расставит стулья, будет раздавать буклеты, продавать билеты,и так далее.
3. Признавать ценность того,что делают дети. Благодарить, хвалить, отмечать заслуги.
Как можно понять,это все очень трудно сделать человеку, который не научился переживать свое бессилие. Поэтому решение психологической проблемы учителя я бы поставила на первое место.