Когда-то для меня было откровением узнать, что в американских школах все намного строже, чем в российских. Почему-то мне американская школа казалась рассадником плохого поведения. На деле оказалось, что в американских школах действует целая система различных наказаний, которые помогают быть американскому школьнику дисциплинированным и послушным.
Однако не все школы в США такие. Образование в США – дело тонкое. В богатых районах, штатах, городах школы хорошие. Но в бедных – они другие. Иногда там нет даже учебников. А потому качество образования в США для разных слоев населения не одинаковое.
Наш переводчик Алиса 2 года проработала в одной из школ Арканзаса. Это далеко не самый богатый штат США, однако Алиса была уверена, что в США любой штаб будет богаче российских городов.
Алиса попала в бедную школу. И хлебнула по полной. Она как бы увидела несколько другую Америку, вовсе не такую, в которой она когда-то была юной девочкой и которая ее когда-то поразила. Может, она повзрослела. А, может, действительно, Америка, как и огромная Россия, разная. У нас ведь говорят, Москва это одно, а что там, за Москвой? Так же и в Америке. Богатые штаты это одно, но есть в США и бедные районы, города, школы…
Так с какими же недостатками американских детей столкнулась Алиса?
США – центр Вселенной
Каждый американский ребенок свято верит в то, что США – это центр Вселенной. Вообще американских ребятишек воспитывают в патриотическом духе. Каждое утро начинается с клятвы флагу и эти флаги есть в каждом кабинете. Американские подростки уверенны, что о США знают во всем мире, потому что это самая сильная страна, а раз это сильная страна, то им, американцам, не обязательно знать, как мир будет крутиться вокруг них. Вот это сумасшедшая концентрация на себе и поразила Алису. Американские дети не знают, что вокруг них есть другой мир и другие страны.
Я – центр Вселенной
Но дело в том, что не только США центр Вселенной, сам Я – это центр. Это невероятно, но американцы чрезвычайно ориентированы на себе. Они не умеют делиться, не умеют дружить, не умеют поддерживать. В России Алису учили сплачивать детские коллективы. Из-за особенностей обучения в США этого сделать у девушки не получалось. Она пыталась сплотить ребят в начальной школе, но американские ребятишки каждый сам за себя. Они улыбаются, но при этом тут же могут сдать, нажаловаться на того, с кем дружат.
Ты – никто
При том, что Я – это центр Вселенной, другие – это никто. Особенно это чувствовалось при работе со старшеклассниками. Алиса преподавала в школе ИЗО и русский язык (это был курс на выбор). Поведение детей – оставляло желать лучшего. Ребята могли говорить прямо посреди урока, могли начать обсуждать, куда они пойдут вечером или что будут курить. Первое время Алиса, зная, что нельзя в американской школе на детей кричать, чувствовала себя беспомощно. Потом немного освоилась и утверждает, что это школа была в бедном районе и туда ходили бедные американцы, а потому там все было по-другому. И учителя повышали голос, и наказания были.
Толерантность
Больше всего Алису смущал этот пункт. Она, конечно, знала, что в США есть люди нетрадиционной ориентации. Однако она не ожидала увидеть их прямо в школе. Но увидела. Увидела девочек, которые утверждали, что они мальчики и наоборот. Увидела нетрадиционные парочки среди учителей и даже среди старшеклассников. Однажды даже попала в конфликт, когда отказалась девочку называть мужским именем и та нажаловалась директору. Алисе сделали выговор со словами – «Здесь вам не Россия». И Алиса больше эту девочку не вызывала, так как не могла переступить через внутренний барьер.