Ко мне обратились с вопросом о ребёнке: девочка испытывает сильную зависимость от школьных оценок, её охватывает страх и тревога при мысли о двойке или тройке.
Почему не работают привычные методы?
В такой ситуации первая реакция — дать совет или успокоить («Сделай так!» или «Ничего страшного!»). Однако уговоры и логические аргументы редко, если вообще когда-либо, помогают справиться с тревогой. Ещё менее эффективной, а часто и вредной, будет критика в духе «Сама виновата, не выучила».
Чувства против решений
Корень проблемы в том, что тревога — это чувство, а наши уговоры — это решения. Решения бессильны перед лицом сильных эмоций. Вместо этого важно сначала распознать это чувство, «присоединиться» к нему, просто побыть рядом с ребёнком в его переживании. Иногда нужно подбодрить, а иногда — просто молча выслушать.
Практические шаги: как войти в контакт
Начните с того, чтобы озвучить то, что видите: «Я вижу, что ты очень боишься, и тебя сильно беспокоит возможность получить плохую оценку». Этим вы даёте дочери мощный сигнал: её чувства важны для вас, вы их замечаете и готовы быть рядом.
Затем задайте ключевой вопрос: «Почему ты так этого боишься? Что именно тебя пугает?». Этот вопрос — дверь в её внутренний мир. Ответ может быть разным: страх оказаться хуже других, боязнь насмешек одноклассников или выговора учительницы.
Услышав причину, вы сможете оказать более адресную поддержку. Например, обсудить, что смеяться над чужой уязвимостью недопустимо, или что учитель не должен вести себя подобным образом. Это не только поддержка, но и важный жизненный урок.
От диалога к близости и решению
Такой разговор может стать началом настоящей близости. Возможно, вы поделитесь собственным школьным опытом, рассказав, как сами справлялись со страхами. В доверительном диалоге могут родиться новые идеи, как помочь.
Иногда корень проблемы — в школьном неврозе, когда система неоправданно накручивает важность оценок, а чувствительный ребёнок принимает это близко к сердцу. Войдя в контакт с его чувствами, вы вместе сможете искать ресурсы и выходы.
Переведите фокус на совместный поиск решений: «Давай подумаем, что можно сделать, чтобы тебе не было так тяжело? Чем я могу помочь? Может, поговорить с учительницей? Что ты сама можешь изменить?». Совместный поиск решений в диалоге гораздо эффективнее, чем попытки «спасти» или обесценить её страх словами «это ерунда» — для неё-то это не ерунда.
Когда проблема — в окружении
Если выяснится, что источник страха — в поведении учителя (например, излишне тревожном или авторитарном), можно обсудить это с дочерью и, при необходимости, аккуратно поговорить с педагогом: «Моя дочь очень переживает, когда слышит такие слова...». Главное — не игнорировать ситуацию.
Ключевой принцип во всём этом — опираться на контакт с чувствами ребёнка. Это основа для поддержки, понимания и поиска настоящего выхода из ситуации.
Художник: Мария Амирагова
Больше обо мне и моих терапевтических группах можно прочитать Здесь