Спросили меня про ребёнка. Девочка очень зависит от оценок, очень боится получить двойку, тройку. Очень тревожится.
Мне кажется, что в этой ситуации не нужно предлагать какие-то решения "А сделай так-то!" Или: "Ничего страшного!". Обычно мы начинаем уговаривать, но уговоры редко помогают в тревоге. Я бы сказала, не помогают.
Тем более не стоит нападать: "Вот сама не выучила уроки, чего же ты хотела?"
Почему уговоры не помогают в тревоге? Потому что тревога - это чувство. А ваши уговоры - это решения. Решения не помогают, когда есть чувства. Нужно заметить чувство, присоединиться к нему, побыть рядом. В некоторых случаях - подбодрить, в других - просто выслушать.
Я бы сказала этой девочке, что я вижу, что ты боишься и почему-то тебя очень беспокоит, что ты получишь двойку или тройку. И
И вы таким образом даёте ребёнку понять, что вы видите, что с ней происходит. Вас интересуют ее чувства, вы готовы быть рядом с чувствами.
И дальше вы можете спросить: "Почему ты так боишься? Что тебя так сильно пугает?"
Вот в этот момент вы входите с её процессом в контакт.
И она вам скажет. Может быть она скажет: "Я не хочу быть хуже других. Надо мной будут смеяться. Учительница начнёт выговаривать".
То есть вы поймёте, почему она боится и когда вы поймёте вы сможете ещё больше её поддержать. Например, сказать что нельзя смеяться над человеком, когда он уязвим. И учительнице нельзя так поступать.
Так вы дадите ещё больше поддержки. И, скорее всего, вы узнаете о своем ребенке то, чего не знали раньше. Если она вам доверяет, у вас сложится настоящая близость. Быть может, вы расскажете, что тоже в школе боялись. И расскажете, как вы справлялись.
Возможно, у вас возникнут еще какие-то идеи, как можно помочь своей дочери.
Может быть, это школьный невроз.. В школе очень любят накручивать неврозы по поводу оценок.. А ребенок, например чувствительный.... И, соответственно, через то, что вы войдете с ним в контакт, с его чувствами, вы попробуете поискать какие-то ресурсы.
Вы попробуете ему сказать что: "Давай поищем, что мы можем сделать, чтобы ты так не страдала?... Чем я могу помочь? Чем учительница может помочь? Чем ребята могут помочь? Что ты сама можешь сделать?"
Когда вы в диалоге ищете решение, это, мне кажется, намного лучше, чем пытаться спасать, пытаться уговорить ее, что это все не страшно.... Но ей же страшно....
Но если в школе учительница - истеричка, которая накручивает, так и сказать, что что-то у нее слишком тревожная учительница.. Может быть даже поговорить с ней (учительницей). Например: "Моя дочь пугается, когда вы говорите то-то и то-то..... Я, вообще-то, против".
Ну и так далее... Я сейчас фантазирую, но, так или иначе, нужно разбираться в этой ситуации. И главное, на что мы опираемся - это на то, что важно войти в контакт с чувствами вашей дочери.
Художник: Мария Амирагова
Больше обо мне и моих терапевтических группах можно прочитать Здесь