Реально ли то, что мы воспринимаем? Можно ли отличить иллюзию от реальности?
(Отрывок из книги "Чертоги разума: Убей в себе идиота!")
Вся наша жизнь – это череда бесконечных предсказаний, просто мы этого не замечаем. И что бы заметить, давайте проведем такой мысленный эксперимент…
Представьте: вы просыпаетесь утром, тянетесь за телефоном, а на нём не та фоновая заставка – до этого была фотография с любимым человеком, а тут вдруг, какой-нибудь интернет-мем из вашей новостной ленты. Вы напряжетесь, правда?
Вы встаёте с кровати и привычными движениями шарите ногами, чтобы найти свои тапочки. Нащупываете и вдруг ясно осознаете, что это что-то не то. Смотрите вниз, а там туфли на каблуках. Если вы, конечно, не девушка, которая не помнит, как она вчера добралась до дома, то, вероятно, это повергнет вас в лёгкое смятение.
Дальше вы идете в свою ванную, открываете воду, но из крана течёт красная жидкость. В ужасе вы поднимаете глаза к зеркалу, а в нём видите другого человека. Вы хватаетесь за лицо, а оно каменное на ощупь – буквально, как мрамор! – холодное, твёрдое.
Вас прошибает холодный пот, вы вскрикиваете, и сзади вас в дверях вашей ванной появляется супружеская пара, которую вы видите первый раз в жизни. Они здесь, в вашей квартире! Мужчина и женщина европейского вида, но они начинают говорить, и вы отчётливо понимаете, что они общаются друг с другом то ли на китайском, то ли на корейском языке.
Понятно, что этот ужастик можно продолжать и дальше. Но принцип, я думаю, понятен, так что остановимся на этом.
Итак, чему же нас учит этот мысленный эксперимент? Он учит нас тому, что мы живем в системе предсказаний, которые делает наш мозг в тайне от нашего с вами сознания.
Это он предсказывает, что на заставке вашего телефона то изображение, которое обычно на там располагается. Какими на ощупь будут ваши домашние тапочки и что из крана должна течь прозрачная жидкость.
Благодаря его предсказаниям мы знаем, что в зеркале вы должны увидеть свое привычное изображение, что ваша кожа должна быть теплой и мягкой наощупь, а в вашей квартире не живут чужие вам люди.
Ну и да, если человек выглядит как европеец, то он, по идее, не должен говорить с вами на китайском или корейском языке.
Иными словами, у вашего мозга есть чёткое представление о том, что может быть, а чего не может быть.
И поскольку это дело регулируется, как мы уже выяснили, страхом, то всякое «может» превращается тут в абсолютное «должно». Если же, вдруг, случается то, что «не должно», у нас начинаются конвульсии, паника и грядёт сердечный приступ.
Но здесь неизбежно встаёт два вопроса: во-первых, как это нашему мозгу удается, во-вторых, насколько мы можем доверять его «должно» или «не должно»?
Ответ на первый вопрос прост: мозг содержит в себе огромную, объёмную, чрезвычайно сложную модель мира, которую вы и принимаете за реальность.
Честно говоря, я не большой знаток компьютерных игр, но аналогия здесь напрашивается. Разработчики игр подробнейшим образом прорабатывают в среду, в которой разворачивается действо. Они создают целые миры: пространства, города, леса, реки, города и крепости. Они прорисовывают предметы, их текстуры, персонажей с обмундированием и оружием.
То есть, всё это уже существует в игре, это некая заданная для игрока реальность.
То же самое делает и наш мозг: он создает 3D-голограмму с дополнительным множеством измерений (под каждый тип рецепторов). А поэтому всегда уже знает, что должно происходить дальше: какие тапочки под вашей кроватью и кого вы увидите в зеркале, когда в него посмотритесь.
Ещё раз: вся реальность, с которой мы имеем дело сконструирована нашим мозгом заранее, в процессе его развития.
Вам, конечно, может казаться, что книга, которую вы перед собой видите – это та самая книга, которую вы видите. Но это не так, или не совсем так.
Дело в том, что ваш мозг предварительно проделал огромную работу по моделированию объектов данного типа. В детстве вы свои книги – листали, мяли, отрывали у них обложку, пробовали их на вкус, кидались ими и т.д. Всё это был сложный процесс создания модели книги.
Теперь, когда вы берете в руки книгу, вы практически не задумываетесь. Ваш мозг знает, насколько она может быть тяжелой, что в ней есть листы, обложка, которая бывает твёрдой и мягкой, что на книгу можно сесть, подложить её под листок бумаги, если вам нужно что-то записать.
То есть, ваш мозг действует абсолютно автоматически – и не с этой книгой, а с моделью этой книги, которая в нём содержится.
Если вы задумаетесь над тем, как наш мозг обрабатывает воспринимаемые данные, то быстро натолкнётесь на множество странностей. Просто для примера: коснитесь носа кончиком указательного пальца.
Коснулись? Почувствовали ощущение?
Вполне очевидно, что и нос, и палец что-то почувствовали одновременно. А теперь подумайте о том, какой путь до сенсорных отделов мозга должен был проделать нервный сигнал, который возник в области носа, и какой путь прошел сигнал до тех же зон мозга от пальца.
Невооруженным взглядом видно, что эти два пути сильно отличаются по длине: от носа он короче, от пальце – длиннее. А почему чувства возникли одновременно? Потому что они были не настоящими.
В нашем мозгу, как мы уже говорили, есть «схема тела», и поэтому он знал, что должно случится, если вы притронетесь к своему носу. Вот именно это – то, что он уже знал, – вы и почувствовали.
Думаю, вас так же несколько удивит тот факт, что скорость обработки зрительного сигнала у нас ощутимо выше, чем скорость обработки звукового сигнала. Хотя должно, мне кажется удивить не это…
Удивительно то, что когда вы смотрите на человека, который говорит с вами, вы не видите рассинхрона в движении его губ с голосом.
На самом деле, рассихрон неизбежен, ведь то, как движутся губы вы увидите раньше, чем услышите звук, с них слетевший. Почему же мы не замечаем этого?
Потому что наш мозг не слушает и не смотрит отдельно, он создает единую и непротиворечивую картину реальности. Да, он фактически притормаживает осознание визуальной информации, дожидаясь пока подтянется слуховая, и выдает вам уже целостный образ пакетом – с правильной озвучкой.
В общем, он всегда знает (предсказывает), как правильно (на его взгляд). Когда вы смотрите кому-то в лицо, вам кажется, что вы видите это самое лицо целиком. Но это не так. На самом деле ваш глаз совершает огромное микроскопических движений (их называют саккадами), сканируя поверхность этого лица (рис. №1).
Как правило, вы этого не осознаёте, но в один момент времени вы видите один глаз вашего собеседника, в другой – другой, в третий момент – рот, потом – нос, уши и т.д. Но ваш мозг показывает вам не то, что вы видите, а тот образ, который он уже создал, а теперь лишь уточняет и анализирует мимические реакции вашего визави.
Впрочем, ладно бы это касалось только физического мира – тапочек и дамских туфель, зеркал и книг, губ и лиц. Наверное, не так важно, каковы они на самом деле. Можно относиться к этому весьма функционально: пользуемся мы этими моделями, всё работает и хорошо, меньше знаешь – лучше спишь.
Но это касается и всего прочего, а главное – людей, знаний и ваших собственных идей!
(Отрывок из книги "Чертоги разума: Убей в себе идиота!")