По части премьер интернет-мир прелестно синхронен. Все медиа и соцсети идут волной на новый эпизод или фильм. Появляются спойлеры и вслед разворачиваются дискуссии об их (не)приемлемости.
«Что для одного — спойлер, для другого — обсуждение увиденного» — (с) народ.
Что было раньше
Раньше спойлеров не было. По крайне мере таких массовых, как сейчас. Так-то я не исключаю, что какие-нибудь безумцы бегали по улице и орали в лицо прохожим секретное из книг Агаты Кристи или Конана Дойла.
Поймать спойлер, когда соцсетей нет, сложнее. Люди читали разные книжки в разное время и чтобы совершить грех спойлеросвечения, нужно было сначала столкнуться с подходящим человеком, а потом еще как-то подвести разговор к искомой книге.
Что теперь
То ли дело сейчас — открывай фейсбук или дзен и жди, пока мимо тебя проплывет тело спойлера. Ждать придется недолго (ну разве что, если у вас супервоспитанная лента подобралась). Особенно если это какая-то крупная премьера, вроде Мстителей или ИП, которую смотрит весь мир.
Вот конкретно в фейсбуке кипят сражения.
ϟ Часть людей радикальны: «Какого черта писать спойлеры прямым текстом, без всякого предупреждения? Голову с плеч! Отфренд!».
ϟ Другие не без оскорбительной интонации называют таких спойлерофобами.
ϟ Третьи бесконечно рефлексируют и задаются вопросом о временной границе. В какой момент обсуждать эпизод на своей странице, как быть уверенной, что это уже посмотрели все люди в окружении, и уже можно?
Словом, границы публичного и личного размылись. Новая норма еще не сформировалась. Потому все так воинственно и неопределенно.
Что у медиа
Милее всех, на мой взгляд, поступает Медуза (ее тактику перенял Лайфхакер и разные другие медиа тоже). Они делают двойное (даже тройное, если считать заголовок) предупреждение о спойлерах. Ставят много восклицательных знаков после слова «осторожно». Вы, говорят, посмотрите лучше, как орут степные сурки, если не видели еще этот фильм/эпизод.
Правда, для тех, кто испытывает тягу к запретному, такое — втройне тяжело. Тут уж каждый за себя :)
Лена Низеенко