Я помню, как учитель ждал несколько недель (или даже несколько месяцев), чтобы сделать мне замечание. Зачем он столько ждал? Ведь замечание обычно делают в тот момент, когда человек совершил проступок. Или немного позже. Но не ждут несколько недель…
Потом я понял, что так поступает по-настоящему мудрый человек.
Мудрец нацелен на результат и всегда его добивается. Именно поэтому, он и ждал несколько недель, чтобы сделать замечание таким образом и при таких условиях, чтобы оно повлияло. Ему самому нужно было «остыть» и найти правильные слова.
Ведь в чём предназначение замечания? В том, чтобы человек, который сделал проступок — сам по доброй воле захотел бы изменить своё поведение. Каким образом ему нужно сказать, чтобы, во-первых, не обидеть его, а во-вторых, чтобы он понял и изменил своё поведение. Ведь, если человека обидеть, то замечание не сработает, а слова будут потрачены напрасно и более того принесут вред обоим.
Замечание никогда не делается в момент гнева или раздражения. Поэтому, если хочется кому-то прям на месте что-то высказать, мудрый человек берёт паузу, даёт время своим эмоциям остыть, а также ждёт подходящего момента для того, чтобы «провинившийся» смог бы воспользоваться информацией — то есть, чтобы критика ему «зашла» и повлияла бы на него. Как нужно сказать, чтобы был результат? Такой вопрос задаёт себе мудрец в каждом конкретном случае.
Мудрец — этот тот, кто видит последствия. Он сразу просчитывает ситуацию до конца. Он понимает, что слово — это «пуля», которой нужно очень взвешено пользоваться.
Одно слово может навсегда поссорить двух людей. А может очень сильно укрепить дружбу.
Какие слова вы говорите, когда вас обидели? Вы сразу реагируете с раздражением? Или даёте себе время остыть, чтобы потом с холодной головой принять взвешенное решение?
Если ваши цели высоки, вы будете учитывать последствия и никогда не реагировать эмоционально на упреки в ваш адрес! Я много раз видел, как учитель сдерживался сам или сдерживал меня, когда были ситуации, в которых мои эмоции начинали преобладать и я хотел отреагировать мгновенно. Например, в той ситуации, когда кто-то меня нагло «подрезал» на дороге, учитель спокойно сказал: «пропусти его». Он видит наперёд и понимает, что вспышку гнева нужно погасить, потому что она может привести к плохим и ненужным последствиям.
Делаете ли вы замечания другим людям без того, чтобы, в первую очередь, позаботиться об их интересах. Сделать замечание так, чтобы информация дошла до другого человека, повлияла на него и изменила его поведение? Этому нужно учиться.
Прочитайте несколько мыслей, которые связаны с тем, какой должна быть правильная критика. Эти идеи нужно повторять и тренировать их на практике для того, кто хочет ими овладеть:
Если вам понравилась статья — поставьте «лайк», нам будет приятно.
Хотите ежедневно получать больше наших материалов?