Критика как иллюзия роста: почему поддержка и осмысление опыта важнее оценки

Перед вами — расшифровка интервью, посвященного важной теме: что такое внутренние опоры и какую роль они играют в нашей жизни.

Запрос на критику: привычка или необходимость?

Вопрос, с которого начинается обсуждение, затрагивает распространенную проблему: многие люди путают внутреннюю опору с внешним или внутренним критиком. Приводится пример из практики онлайн-проекта, где в группах участников действует строгий запрет на оценочные суждения и критику. Вместо этого практикуется поддерживающая обратная связь, выраженная через «Я-послания»: «Мне понравилось», «Меня раздражает», «Меня удивило».

Однако участники часто сталкиваются с непониманием. Им кажется, что такая поддержка — это «елей», на который невозможно опереться для реального роста. Они задаются вопросом: «Как же я узнаю, что мне делать, если меня не покритикуют и не укажут на ошибки? Без этого я не понимаю, как развиваться». Это приводит к ключевому вопросу: а бывают ли ситуации, где критика действительно уместна и необходима?

Ответ эксперта: критика — это не двигатель прогресса

По мнению эксперта, мест, где критика была бы по-настоящему уместна, очень мало. Люди, которые просят о ней, часто просто не привыкли к другой форме обратной связи. Они выросли в системе, где их постоянно оценивали, критиковали и где для того, чтобы исправиться, нужно было сначала почувствовать себя «плохим». Им кажется, что этот болезненный процесс — единственный путь к развитию.

Но в этом нет никакой внутренней необходимости. Такая установка основана на устаревшей и обесценивающей концепции, будто человек — это неразумное существо, которого нужно «стегать плеткой», чтобы он понял, как правильно. Это глубокое заблуждение. На самом деле каждый человек изначально стремится выразить себя наилучшим образом. Критика, особенно жесткая и оценочная, не помогает в этом, а, наоборот, мешает, подрывая веру в себя.

Что на самом деле ведет к развитию?

Настоящими двигателями роста являются не осуждение, а три ключевых элемента:

  1. Опыт и столкновение с последствиями. Не нужно унижать человека за ошибку — достаточно дать ему возможность естественным образом столкнуться с результатами своих действий. Например, ребенок, не сделавший уроки, получает закономерную двойку. Это и есть опыт, на который можно опереться, без садизма и унижения.
  2. Рефлексия и осмысление. Важно не просто пережить последствия, но и понять их причинно-следственные связи. Почему это произошло? Что я чувствую? Что это мне дало?
  3. Поддержка. Поскольку мы постоянно учимся и оказываемся в новых, уязвимых ситуациях, поддержка становится критически важной. Она позволяет оставаться в контакте с ощущением собственной ценности и достоинства, даже совершая ошибки.

Эта триада — опыт, рефлексия, поддержка — и создает здоровую внутреннюю опору. Она учит нас тому, что ошибка — это нормальное и даже необходимое условие обучения. Мы не рождаемся всезнайками, мы приобретаем знания и мудрость на практике.

Итог: меняем парадигму

Таким образом, задача — как в воспитании детей, так и в работе со взрослыми — состоит в том, чтобы перестать считать критику необходимым условием развития. Вместо этого стоит культивировать среду, где безопасно получать опыт, осмыслять его и чувствовать поддержку. Участникам проекта, которые сомневаются, можно мягко предложить порефлексировать: почему для них так привычен запрос на критику? Возможно, это первый шаг к тому, чтобы открыться для более эффективного и человечного пути роста.

Художник: Мария Амирагова

Больше обо мне и моих терапевтических группах можно прочитать Здесь