Обратная сторона раннего развития: почему детям нужно больше движения и свободы

Современный рынок предлагает родителям огромное количество методик раннего развития: английский с пелёнок, обучение чтению с младенчества, творческие занятия для самых маленьких. Рекламные слоганы звучат настолько убедительно, что многие начинают верить: без этих программ невозможно вырастить успешного и интеллектуально развитого человека. Желание дать ребёнку всё лучшее часто толкает нас к покупке развивающих комплектов, приложений и курсов.

Где грань между развитием и фанатизмом?

Я не против развивающих занятий как таковых, но важно соблюдать меру. Главный критерий — удовольствие, которое получают от процесса и ребёнок, и родитель. Проблема в том, что под влиянием моды на раннее развитие мы начинаем недооценивать значение обычных детских забав. Кажется, что беготня и шумные игры — это пустая трата времени, которую стоит заменить «полезными» тихими занятиями за столом.

Движение — основа интеллекта

На самом деле, подвижные игры критически важны не только для физического здоровья, но и для формирования мозга, психики и интеллектуальных способностей. Недавно я посетила лекцию о дислексии — сложностях с обучением чтению, связанных с нейропсихологическими особенностями. Эксперт объяснил, что у детей с дислексией часто наблюдается специфическое взаимодействие между полушариями мозга. Лучшей профилактикой подобных трудностей является целенаправленное развитие моторных навыков, особенно симметричных движений, которые гармонизируют работу обоих полушарий.

К таким упражнениям относятся:

• Действия двумя руками: одновременное или попеременное бросание и ловля мяча.
• Действия двумя ногами: перепрыгивание через катящийся мяч, удары по мячу правой и левой ногой.
• Скоординированные движения рук и ног: ползание, упражнения, где нужно использовать, например, правую руку и левую ногу.

Объединяем движение и обучение

Прелесть в том, что двигательную активность можно легко совместить с познавательными задачами. Хотите расширить словарный запас? Играйте в мяч, называя по очереди диких животных. Изучаете цвета? Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда видит красный предмет, и топать ногой — когда синий. Практически любую интеллектуальную игру можно оживить движением, а в любую подвижную игру добавить обучающий элемент.

Важность ничегонеделания

Однако не менее важно иногда просто оставить ребёнка в покое. Не стоит каждую минуту его свободного времени заполнять организованной деятельностью. Если он сидит в песочнице и просто пересыпает песок из руки в руку или разглядывает жука — это тоже ценный опыт. Это время для самостоятельных открытий, размышлений и отдыха нервной системы. Не нужно всё время превращать в урок: «Давай слепим из этого песка замок».

Пусть у ваших детей будут крепкие нейронные связи и гармоничное развитие! :)

Автор: Анна, 30 лет. Учитель-дефектолог и многодетная мама.

• Предыдущий вопрос автора •— Я беременна, как дальше жить?

Если понравилась статья — поставьте «лайк», нам будет приятно.