Попросили объяснить, что означает слово "машаль" в иудаизме. В переводе на русский обычно приводят значения: "притча", "пример", "аллегория".
Известно, что человеку часто очень трудно передать другому свои ощущения и эмоции. Просто не хватает слов. Только тот, кто сам прочувствует то же самое, может понять его. Ещё труднее передать свои мысли. Для этого необходимо облечь их в слова. Сказанное в конце обычно отличается от задуманного в начале.
В мире мысли есть много уровней. Какие-то мысли мы осознаём и можем сформулировать словами, какие-то – только осознаём, но не можем высказать. А есть то, что осознанию не поддаётся совсем и по сути не относится к нашим мыслям. Но всё это – мир мысли и вместе называется миром духовным.
Учение каббалы занимается описанием этого мира. Не буду пока говорить, откуда пришло это знание, но оно передаётся от учителя к ученику. Однако понятиям этого мира в нашем мире ничто не соответствует, поэтому о них невозможно говорить обычным языком, — для этого просто нет слов, также как нет слов для описания некоторых мыслей. Но можно пользоваться аллегориями. Аллегория рассказывает об известной ситуации в нашем мире и уподобляет её ситуации в мире духовном: наша идея похожа на предмет аллегории, но в других параметрах, условиях, рамках и т. п. — то есть идея только даётся намёком, но не определяется открыто.
На более высоком уровне обучения используется особая терминология: слова, принятые в мире, но имеющие совсем другой смысл, не связанный с настоящим. Смысл каждого термина ученику объясняет учитель долго и настойчиво, пока не убедится что ученик понял его досконально. И делает он это также посредством аллегории, поскольку прямо высказать не может. Есть книги, написанные на этом языке, так что непосвящённый видит в них просто набор слов, а тот, кто получил знание, может их читать. Именно этот язык называется языком машаля.
Однако и этим дело не заканчивается. На самом деле понимание, полученное таким путём, само по себе аллегория, только более высокого уровня. Её смысл необходимо понять. Поэтому даже тот, кто понял первую аллегорию, ещё не дошёл до конечного смысла. Понятое на её основе – в свою очередь, аллегория чего-то другого. И так несколько раз. Получается машаль внутри машаля (аллегория внутри аллегории).
Таким образом, сама идея скрыта от человека в своей сути. Суть тайности этого учения не в том, что его кто-то скрывает, держит в тайне и не хочет рассказать (хотя и это имеет место — не всем всё рассказывают, но здесь не это главное). А в том, что это знание невозможно рассказать. Просто в мире нет таких слов, а в сознании человека – таких понятий, чтобы ими можно было описать такую действительность.
И ещё: в еврейском учении машаль также иногда понимается как схема. В святых текстах можно встретить упоминания глаз Вс-вышнего, руки Вс-вышнего и т. п. Но известно, что у Творца нет тела и физических категорий. Тогда о чём речь? Тело человека неслучайно создано таким, какое оно есть. Форма тела, внешние и внутренние органы – все это является схемой духовной действительности. Только не в буквальном смысле, а в переносном. Например, в схеме механизма рисуются кружочки и квадратики, которые обозначают различные его детали, хотя на самом деле в этом механизме нет никаких кружочков и квадратиков. Точно так же органы тела схематически указывают на некоторые логические принципы духовной действительности, но в самой духовности – в физическом смысле – их, конечно, нет. И тот, кто знает язык этой схемы, может по ней изучать духовную действительность.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.