Язык машаля: почему каббала остаётся тайным учением

Часто спрашивают о значении слова "машаль" в иудейской традиции. На русский его обычно переводят как "притча", "пример" или "аллегория", но за этим термином скрывается гораздо более глубокий смысл, связанный с самой природой передачи духовного знания.

Проблема передачи внутреннего опыта

Каждому из нас знакомо чувство, когда невозможно подобрать слова, чтобы описать свои переживания или мысли. Даже самые точные формулировки часто искажают первоначальный замысел. В мире мысли существуют разные уровни: некоторые идеи мы можем чётко выразить, другие — лишь смутно осознаём, а третьи вообще находятся за гранью нашего сознательного восприятия. Всё это вместе составляет духовный мир, изучением которого и занимается каббала.

Аллегория как инструмент познания

Каббалистическое знание передаётся от учителя к ученику, но столкнувшись с фундаментальной проблемой: понятиям духовного мира в нашем физическом мире просто нет прямых соответствий. Для их описания не существует подходящих слов. Поэтому каббала использует аллегории (машаль). Аллегория берёт знакомую нам земную ситуацию и уподобляет её явлению в мире духовном, давая лишь намёк, но не прямое определение. Это похоже на попытку описать вкус экзотического фрукта тому, кто его никогда не пробовал, — можно сравнивать с известными вкусами, но суть останется непередаваемой.

От аллегории к терминологии и обратно

На более продвинутых этапах обучения используется специальная терминология — обычные слова, наполненные совершенно особым, скрытым смыслом. Учитель долго и терпеливо объясняет ученику значение каждого термина, снова и снова прибегая к аллегориям, поскольку объяснить прямо невозможно. Существуют целые книги, написанные на этом «языке машаля». Для непосвящённого это бессмысленный набор слов, а для получившего ключ к пониманию — глубокое руководство.

Бесконечная глубина: машаль внутри машаля

Но и это ещё не конец пути. Понимание, достигнутое через первую аллегорию, само оказывается новой аллегорией, только более высокого порядка. Его смысл тоже нужно постичь. Таким образом, ученик движется от одного слоя понимания к другому, как бы разворачивая «машаль внутри машаля» — аллегорию, вложенную в аллегорию. Истинная суть учения остаётся скрытой не потому, что её кто-то намеренно прячет (хотя и элемент избирательности в передаче знаний существует), а потому, что её принципиально невозможно выразить словами нашего мира. В человеческом сознании просто нет соответствующих понятий.

Тело как схема духовного

Интересно, что в еврейской традиции "машаль" также понимается как "схема". В священных текстах встречаются антропоморфные описания, например, «око Всевышнего» или «десница Господня». При этом известно, что у Творца нет физического тела. О чём же тогда идёт речь? Человеческое тело, его форма и органы, рассматриваются как схематическое отображение духовной реальности. Подобно тому, как на принципиальной схеме механизма кружки и квадратики обозначают реальные детали, которых в такой форме в устройстве нет, так и части тела символизируют определённые духовные принципы и силы. Тот, кто знает «язык» этой божественной схемы, может использовать её для постижения высших миров.

Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.