Всё зависит от возраста ребенка. Пойдем по этапам жизни. Буду описывать максимально эффективную технологию, проверенную на своих детях. Конечно, можно что-то убрать, но тогда эффект будет меньше...
Правило для всех взрослых членов семьи:Если хотите, чтобы ребенок читал и любил книги, то работает только ваш личный пример. Призывы, посулы и запугивания — всё это пустое! Вы должны реально отдать предпочтение книге перед ТВ и прочими пустыми занятиями. Ребёнок должен видеть это всё.
Этап 1 (ребёнок не умеет читать):Читайте ему хорошие сказки. Но не просто читать, а уже начинать "работать" с книгой (отвечать на вопросы, запоминать небольшие куски (рифмованные), выражать своё отношение к героям). Форму придумаете сами — очевидно, что игровая. Пока голова "чистая" многое запоминается легко.
Этап 2 (читает сам):Интересные для его возраста книги, хорошо иллюстрированные, с большим шрифтом, и вперёд учиться читать быстро, пока есть огромный интерес. Главное продолжайте работу с книгой и усложняйте его задания. Наизусть — верный путь, часто можно использовать для выступления перед родственниками и в яслях/садах... Ребенок должен выстроит связь — если ему хорошо и его хвалят, то причина это в том, что он прочитал и запомнил...
Этап 3 (начальная школа):Начинается обязательная литература. Всё, что в списке школы — надо читать! Объемы нарастают и надо добавлять примеры пользования цитатами из книг. Для этого взрослые должны сами всё это знать.
Устраивайте игры — кто угадает откуда цитата. Используйте различия цитат из книг и их экранизаций. Пока это только детская литература... Работа с книгой начинает усложняться: пометки на полях, выписки понравившихся фраз и выражений, обязательный разбор этих выражений и смысловая нагрузка...
Этап 4 (средняя школа):Это этап, когда детские приёмы перестают мотивировать. Любой ребенок уже считает себя "взрослым". Смените тактику мотивации к чтению. Переходите к объяснению того, как книги реально формируют успешного человека. Что в книгах можно подчерпнуть. Список литературы должен "взрослеть", но не до 18+. Выписки уже более сложные. Разбор фраз и фрагментов должен быть уже в привязке к реальным событиям, которые ребёнок переживает в своём окружении... Пора объяснять ребёнку про конкуренцию в жизни и про то, что каждый сам способен выстроить свою жизнь...
На этом этапе пора показать главную сторону книг — источник мировой мудрости, знаний накопленных тысячелетиями. Причём для разговора с носителем знаний его ещё надо "отловить" и "заставить/уговорить" поделиться своими знаниями. Книга всегда под рукой. В этом её огромное преимущество, а с появлением интернета...
Этап 5 (старшая школа):Пора извлекать пользу из этих трудов. Умение "работать" с книгами должно помочь в работе над первоисточниками для успешного завершения школы. Одновременно начинать работать с книгами по дальнейшей специализации (если хватает времени). На этом этапе уже должна выходить на первый план литература по: философии и устройству окружающего мира, законам природы и общества, отношениям между людьми и т. д.
Важно, чтобы ребёнок понимал реальную пользу от чтения книг, умел этим пользоваться и получал преимущества перед сверстниками!
Примечание: Начать с ребёнком можно с любого этапа, но чем раньше, тем больше шансов добиться для своего ребёнка максимальной пользы.
Свои вопросы можете оставлять в комментариях. Либо отправляйте на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Ответим каждому!
• Предыдущий вопрос •—Как принять себя таким, какой ты есть?
Если понравилась статья — поставьте «лайк», нам будет приятно.