Как вырастить психологически здорового ребенка и что его травмирует

… В своей практике я встретила женщину, которая была настолько дезориентирована в жизни, что полностью утратила способность принимать самостоятельные решения и постоянно спрашивала совета у окружающих.

Корень проблемы: утрата связи с собой

Такое поведение — яркий симптом глубокой психологической травмы. Еще в детстве у этой женщины была разрушена связь с собственным «я». Ей внушили, что она незначительна, ее мнение не имеет ценности, а истинное знание о жизни принадлежит другим — взрослым и авторитетным людям.

Ситуация усугублялась тем, что на каждой терапевтической сессии она снова и снова приходила с одним и тем же вопросом: «Чем мне заняться? Что делать?». Каждая встреча начиналась с нуля, будто предыдущей работы не существовало. Это указывало на глубокую эмоциональную заброшенность.

Формально семья у нее была, но по сути — ее не было. Мать демонстрировала холодность и вызывала у дочери лишь стыд, а отец представал недостижимым идеалом, соответствовать которому она не могла. Внутренний голос женщины звучал так: «Я не знаю, чего хочу. Мне постоянно стыдно, что я не делаю того, что положено».

Живая атмосфера vs. Токсичная среда

Здесь кроется ключевое отличие здоровой семьи от дисфункциональной. В живой, эмоционально наполненной атмосфере ребенок не ломает голову над тем, «чем бы заняться». Он просто живет, естественно переключаясь между играми, общением с родителями и самостоятельной деятельностью. В такой семье царит обмен чувствами, опытом, поддержкой и совместным проживанием моментов.

В семье, лишенной тепла и любви, где люди лишь терпят друг друга или конфликтуют, ребенок инстинктивно берет на себя непосильную роль «хранителя семейного благополучия». Он может посвятить все свои душевные силы попыткам «склеить» родителей или удовлетворить их эмоциональные потребности, полностью забывая о собственных.

Путь к исцелению: возвращение себе себя

Работа с этой клиенткой была долгой. Она годами привыкла видеть в себе источник стыда и неполноценности, поэтому не могла поверить, что обладает внутренней ценностью. Ей было страшно оставаться наедине с собой, потому что внутри она встречала лишь пустоту и самоосуждение.

Психологически здоровый ребенок вырастает в среде, где его ценность и значимость признаются. Он учится уважать себя и доверять своему внутреннему опыту.

Травмированный ребенок, растущий в нездоровой атмосфере, теряет эту опору. Он не верит, что может на себя положиться, и вечно ищет внешнего авторитета, который скажет, как правильно жить, любить или воспитывать детей, тем самым продолжая цикл самоотречения.

Переломный момент наступил, когда женщина наконец увидела истинную причину своей растерянности. Она осознала, что это не ее личный недостаток, а следствие тяжелой детской травмы — эмоционального abandonment (покинутости). Это прозрение вызвало бурю слез, но вместе с ними пришла и первая робкая надежда на то, что доверие к себе возможно. Эта надежда наполнила ее светлой радостью.

Художник: Мария Амирагова

Больше обо мне и моих консультациях можно прочитать Здесь