Как дети становятся самостоятельными. Родительский опыт

Как дети становятся самостоятельными. Родительский опыт

Как дети становятся самостоятельными?

Признаюсь, когда-то у меня не было понимания этого вопроса. Я знала только то, что хочу,чтобы мои дети (трое) были самостоятельными, но я не знала, как этого достичь.

Почему так? Потому что в своих родительских стратегиях мы опираемся на собственный опыт детства. Нас воспитывали, и мы это запомнили.

При этом многие из нас получили опыт преждевременного взросления.

В школу мы ходили сами, уроки делали сами. От нас ожидалась помощь в уборке по дому. И еще мы должны были соответствовать определенным образцам. Мы должны были быть хорошими, не затруднять родителей и должны были сами справляться со своими детскими проблемами.

... Теперь становится понятно,что детские модели продолжают действовать и во взрослом возрасте. То есть все, чему мы научились, мы повторяем в своей жизни каждый день.

Но преждевременное взросление чревато тем, что мы не можем опираться на те структуры, которые могли бы нам помочь, если бы мы созрели. Зачастую мы выполняли такие обязательства, к которым не были готовы, и потому приходилось жертвовать определенными ресурсами, предназначенными для роста и развития.

Мы стали взрослыми и самостоятельными, но это произошло с ущербом для многих важных жизненных процессов, и мы по-прежнему страдаем от того, что нам не на что опереться.

Сейчас в обществе распространена противоположная родительская стратегия: детям не дают никакой самостоятельности. Все занятия, кружки и секции расписаны, ребенок не принимает никаких решений. Его действия жестко контролируются,чтобы он ничего не упустил, и ради его, ребенка, безопасности.

Дети получают много поддержки, но у них не формируются навыки самостоятельности.

Вероятно, истина где-то посередине: ребенка нужно поддерживать, и все-таки давать проживать свой опыт, и делать свои ошибки. Например, разрешить бросить секцию, несмотря на всю ее перспективность, или позволить получить двойку, невзирая на последствия.

К сожалению, или к счастью, другого способа нет. Ребенку нужно принимать решения, чтобы научиться их принимать).

... Сейчас я наблюдаю за своей дочерью-подростком. Я, как любая мама, переживаю о сложности и небезопасности нашего времени. И все же чувствую, как важно давать ей делать самостоятельные шаги.

Она много ездит сама: на метро, электричке. Прокладывает маршрут, вызывает такси, договаривается, встречается в оговоренных местах, снова прокладывает маршрут. Я вижу, как она меняется. Я чувствую, что в ее голосе появляется больше уверенности. Она чаще принимает решения, и чаще уверена в своих решениях.

Для меня взаимосвязь очевидна: она принимает решения, и крепнет в навыке принятия решений. Крепнет в уверенности, и в вообще в праве решать.

Одновременно я радуюсь тому, что это происходит вовремя. Не раньше времени, и не тогда, когда отношения накалены, из-за чрезмерного контроля. Вовремя. Я нашла-таки свой родительский путь, и нашла выход, который меня полностью удовлетворяет.