Информационная перегрузка и угасание креативности: почему люди становятся менее творческими, а ИИ — более

Искусственный интеллект против человеческого творчества: кто победит в новой реальности?

(Отрывок из книги «Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом»)

Часто можно услышать мнение, что критика современных тенденций — это просто признак устаревания взглядов, что «новое время требует новых людей». Однако этот аргумент поверхностен и не учитывает глубинных изменений, происходящих в самой структуре нашей среды обитания. Речь идёт не о конфликте поколений, а о фундаментальном сдвиге в условиях формирования человеческой психики.

Раньше сознание человека развивалось в условиях дефицита информации. Сегодня же мы живём в эпоху информационного цунами, которое оказывает колоссальное давление на наш мозг. Это не просто «больше» информации — это качественно иная среда, которая перестраивает наши когнитивные процессы. Аналогия с растением, которое гибнет от переизбытка воды, здесь очень уместна: мозг не успевает перерабатывать лавину данных, что ведёт к специфическим последствиям.

Феномен функциональной неграмотности

Результатом этого давления стал тревожный феномен, проявившийся ещё в 90-е годы — так называемая «функциональная неграмотность». Человек формально умеет читать и писать, но не способен глубоко осмыслить текст, пересказать его или выделить главную мысль. Это не лень, а следствие перегруженности каналов восприятия. Парадокс в том, что интеллектуальные задачи в современном мире становятся всё сложнее, а наша способность с ними справляться — снижается. Всё чаще в глазах людей можно увидеть растерянность и надежду на внешнюю помощь.

При этом распространён миф, что в эпоху интернета не нужно запоминать факты — их всегда можно найти. Главным же качеством объявляется креативность. Но так ли интернет развивает это качество на самом деле?

Исследование: неумолимое падение креативности

Рисунок №N: Пример выполнения ТТСТ: фигуры, данные в задании, а также креативное и недостаточно креативное их использование в рисунке.

Ответ на этот вопрос дало масштабное исследование профессора педагогики Кюнг Хи Ким из Колледжа Уильяма и Мэри (США). Она проанализировала результаты тестов на креативность (Тест Торренса) 300 000 детей за последние 50 лет. Этот тест считается надёжным инструментом и даже лучше IQ-тестов предсказывает будущие творческие успехи.

Результаты оказались шокирующими: после роста в 60-70-е годы, креативность американских детей стабилизировалась к 1990 году, а затем началось её резкое и статистически значимое падение. Сильнее всего пострадала шкала «творческой разработки» — способности развивать данную идею. 85% детей в 2008 году показали результаты хуже, чем их сверстники в 1984-м.

«Дети стали менее эмоционально активными, менее энергичными, менее болтливыми и вербально активными, обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением, более консервативны, они стали менее живые и страстные, менее проницательные, они менее склонны связывать несовместимые на первый взгляд вещи, менее склонны к синтезу и к тому, чтобы смотреть на вещи под другим углом».
Кюнг Хи Ким, Колледж Уильяма и Мэри (США)

«Отравляющий газ» современности

Если представить мысленный эксперимент о газе, убивающем цивилизацию, то его формула уже известна. Этот «газ» — сама среда нашей жизни: информационная перегрузка, бесконечный поток медиаконтента, культ многозадачности, зависимость от соцсетей и состояние «вечной онлайн-связи». К этому добавляется отсутствие масштабных, вдохновляющих целей, ради которых стоит напрягать интеллект.

Мы незаметно для себя становимся менее глубокими. Иллюзию развития создаёт доступ к огромным массивам информации, но настоящий интеллект проявляется в способности строить в уме сложные модели другого человека. А судить об этом можно по тому, как мы общаемся: всё чаще не текстом, а ссылками, смайликами и картинками.

Искусственный интеллект осваивает творчество

Пока человеческая креативность снижается, искусственный интеллект делает уверенные шаги в сфере, которая всегда считалась исключительно человеческой — в творчестве.

Яркий пример — проект Google, где ИИ, обученный распознавать изображения, получил обратную задачу: создать изображение по описанию. Анализируя визуальный шум, нейросеть выделяет формы и «дорисовывает» их до узнаваемых объектов — цветов, зданий, пейзажей, причём в разных художественных стилях.

Microsoft создал ИИ, генерирующий изображения по текстовому описанию. Это открывает фантастические перспективы: от мгновенной визуализации книг до создания персонализированных миров в виртуальной реальности по словесному запросу.

Музыкальное творчество тоже покоряется машинам. ИИ Amper, обученный основам композиции, создал целый альбом «IAMAI» с певицей Тэрин Саузерн. Слепые тесты показали, что слушатели не могут отличить его музыку от написанной человеком.

Искусственный интеллект уже способен выводить фундаментальные законы физики из сырых данных и проверять сложнейшие математические гипотезы. Уверенность в том, что он не справится с комбинациями красок или нот, выглядит наивным заблуждением. Творчество, как процесс комбинирования и переработки паттернов, оказывается вполне алгоритмизируемым. Пока мы тонем в информационном потоке и теряем способность к глубокому творческому мышлению, машины учатся творить. И это, пожалуй, главный вызов современности, ставящий под вопрос будущее так называемых «творческих» профессий.

(Отрывок из книги «Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом»)