Происхождение чувства вины у детей и как родителям помочь его избежать

В детстве, примерно в пять лет, я часто оставалась дома одна, пока родители были на работе. Моим развлечением были пластинки со сказками, которые я самостоятельно ставила на проигрыватель. В то время родители сдавали одну из комнат в нашем доме студенткам.

Однажды я слушала сказку о Бременских музыкантах. Она мне так нравилась, что я начала делать звук всё громче и громче, надеясь, что наши жильцы тоже её услышат и порадуются. Однако одна из студенток вышла и вежливо, без какого-либо давления, попросила сделать потише. Несмотря на мягкую просьбу, я испытала довольно сильное чувство вины.

Другой пример: современная история

В наши дни один мальчик случайно услышал, как его отец рассказывал матери о конфликте с бабушкой (матерью отца). Ребёнку показалось, что папа говорит о любимой бабушке что-то недоброе.

В тот же момент мальчик неожиданно набросился на отца с обвинениями, что тот переставил его игрушку без спроса. К счастью, отец мальчика проходил психотерапию и смог правильно отреагировать. Он не стал подавлять сына или злиться в ответ. Вместо этого он понял, что ребёнок был глубоко задет разговором о бабушке. В свои шесть лет мальчик не мог осознать, что испытывает злость на отца за возможную «обиду» дорогого ему человека. Не найдя на привычном месте любимую игрушку, он не выдержал и сорвался.

Отец помог сыну отразить его чувства. Он объяснил, что понимает: сын злится, потому что обижен и хочет защитить бабушку, и что это очень важно и ценно. Он также дал понять, что у взрослых есть свои отношения, они сами во всём разберутся, и бабушка не находится в опасности.

После такого разговора ребёнок успокоился и смог вернуться к своим обычным детским занятиям.

Почему эти два случая так важны?

Почему я объединяю эти случаи?

Ключевое различие между ними в том, что в первой истории у ребёнка возникло стойкое чувство вины, а во второй — нет.

Почему реакции такие разные? Ответ лежит в реакции взрослых. Если ребёнка часто ругают, винят или стыдят, у него очень рано, почти рефлекторно, формируется склонность к чувству вины. Оно становится автоматической реакцией на многие ситуации.

Если же чувства ребёнка признают важными и значимыми, не обвиняют его, а помогают разобраться в происходящем, он проживает ценный эмоциональный опыт. Этот опыт впоследствии интегрируется в структуру его психики как основа для самоподдержки и самопомощи. Вместо того чтобы ругать себя, человек учится понимать себя, разбираться в своих эмоциях и поддерживать себя в трудные моменты.

Автор иллюстрации: Елена Маркова