Иллюзия абстрактной справедливости
Почему одни богаты, а другие бедны? Почему здоровье достается не всем? Эти вопросы часто сопровождаются возгласом «Несправедливо!». Отрывок из книги «Главные вопросы жизни. Универсальные правила» предлагает взглянуть на эту проблему под другим углом.
Понятие абстрактной, всеобщей справедливости — это во многом фантазия. В природе, например, нет равенства. Возьмем крокодилов: кажется, им повезло — они сильные хищники. Однако из сотни детенышей до взрослого состояния доживают лишь единицы. Таков закон выживания. Аналогия с бизнесом: в США лишь малая часть стартапов становится успешной. Можно ли назвать это несправедливым? Или же это просто реальность, в которой успех — исключение, а не правило? Природа и рынок живут по своим законам, далеким от наших человеческих представлений о равном распределении благ.
Конструкция «мне должны» как основа мифа
В нашем сознании глубоко укоренился миф о некой высшей справедливости. В его основе лежит установка «мне должны». Мы считаем несправедливым, когда у кого-то есть что-то, чего нет у нас: богатство, здоровье, красота. По сути, справедливость для нас — это желание получить все, что мы хотим, просто по праву существования. Никто не хочет быть в проигрышной позиции, все хотят оказаться в числе избранных. Но жизнь устроена иначе.
Эта установка особенно сильно проявилась в постсоветской России. Люди, потерявшие в перестройку и старые ценности, и социальные гарантии, часто чувствуют себя обманутыми историей. Однако ключевой вопрос — не в причинах, а в реакции. Послевоенная Германия, оказавшись в руинах, смогла восстановиться и стать лидером. Разница в реакции: одни взяли ответственность на себя, другие — увязли в обидах.
Наследие иждивенчества и утрата ответственности
Эпоха застоя воспитала особый тип иждивенческого сознания. При тотальной уравниловке пропадал смысл в инициативе и труде — результат все равно был предопределен. Привыкнув «плыть по течению» и при этом что-то получать, люди усвоили пагубную установку: «мне должны». Это, пожалуй, самый вредный миф массового сознания, который блокирует личную ответственность.
Если человек не осознает, что он — полновластный хозяин своей жизни и сам должен ее строить, у него не сложатся полноценные отношения в семье, не будет любимой работы, не будет достижений. Это непреложный закон. Советская система, с одной стороны, решала за человека, с другой — гарантировала социальную стабильность. Это был своеобразный договор: лояльность в обмен на гарантии. Но когда система рухнула, в наследство осталась лишь абстрактная вера в «справедливость» как нечто само собой разумеющееся, дарованное свыше.
Справедливость как общественный договор, а не манна небесная
Настоящая справедливость — не абстракция, а результат коллективных усилий. Она обеспечивается общественным договором. Его суть в том, что работающая и более успешная часть общества сознательно берет на себя ответственность за тех, кто в данный момент не может обеспечить себя: детей, стариков, больных, инвалидов.
Это не альтруизм, а разумная договоренность, ведь сегодня мы помогаем другим, а завтра помощь может понадобиться нам самим. Наши налоговые отчисления в бюджет — это и есть материальное воплощение этого договора. Они идут на пенсии, медицину, образование, науку и культуру. Деньги на это не падают с неба — их зарабатывают те, кто создает материальные ценности.
Таким образом, справедливость — это не эфемерная «Высшая сила», которая всех рассудит. Это конкретный, осязаемый результат нашего общего труда и социальной солидарности. Мы платим пенсии сегодняшним пенсионерам, зная, что завтра наши дети будут содержать нас. Мы поддерживаем систему здравоохранения, понимая, что сами можем в ней оказаться.
Общественный договор — это и есть реальная, сделанная людьми справедливость. Она требует не пассивного ожидания, а активного участия, ответственности и понимания взаимосвязи всех членов общества. Абстрактная справедливость, где некое высшее существо раздает блага по заслугам, — это миф, который мешает нам взять свою жизнь в собственные руки и строить справедливое общество здесь и сейчас.
(Отрывок из книги «Главные вопросы жизни. Универсальные правила»)
