Почему мы чувствуем себя одинокими?

Почему мы одиноки, когда вокруг так много людей? Почему нас не понимают?

(Отрывок из книги «Главные вопросы жизни. Универсальные правила»)

Почему мы чувствуем себя одинокими?

Когда в магазине один вид печенья, то проблем с вы­бором не возникает. Пришел, увидел и купил. А если на прилавке сотни сортов, человек стоит, думает, а потом и вовсе машет ру­кой — мол, и без печенья обойдусь. Почему так происходит? Дело в том, что, имея большой выбор, мы на­чинаем сравнивать, мысленно пробуем то, другое, третье и вдруг, сло­вно бы пресытившись, теряем всякий аппетит. То есть мы еще не поели, а ощущение пе­реедания уже возникло. Кроме того, за этим длиннющим прилавком с печеньем есть еще и следующий — с чем-то другим, но, несомненно, тоже вкусным. И возникает иллюзия, что, может быть, не за этим прилавком, а за следующим мы найдем именно то, что нам дейст­ви­тельно нужно. Там, разумеется, повторяется то же са­мое — всё мысленно попробовали и разочаровались.

Возможно, вы скажете, что я не прав, потому как сей­час все равно в супермаркетах покупают больше, чем при прежнем дефиците в советских магазинах. Но я же не говорю об объеме покупок, я говорю о внутреннем ощущении человека от приобретенных благ. Раньше, когда советскому гражданину удавалось «отхватить» что-нибудь в универ­саме или в магазине одежды, он был счастлив до потери сознания. При том, что качест­во этой покупки, по сравнению с нынешни­ми-то това­рами, явно не было замечательным. Но он был счастлив и светился восторгом! А сейчас выходит из супермаркета с полной телегой продуктов и рассеянно качает головой: купил вроде бы много, а радости — никакой.

Та же ситуация и когда человек перед телевизором сидит, два десятка каналов... Перескакивает с одного на другой и ни на одном остановиться не может. Раньше после программы «Время» фильм какой-нибудь по­ка­жут, детектив советский, «Следствие ведут...» — сча­стье необыкновенное! А сейчас и то те­бе, и другое, но абсолютное ощущение, что «смотреть нечего». Прямо так и говорим: «Смо­треть нечего!» Но там масса всего посмотреть. Только вот внимание не задерживается. Надо потрудиться, сделать над собой усилие, чтобы вникнуть в происходящее на экране — что за фильм, о чем говорит этот человек в сером пиджаке? А сил нет, желания трудиться нет, и все... Смотрим рекламу — спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой.

И вот ровно то же самое происходит и в системе на­ших социальных связей. Человек в большом городе, разумеется, имеет куда более широкий круг общения, нежели житель деревни (человек Мира Земли и даже Мира Машин). И выбор потенциальных собеседников у него огромный! Тут даже говорить не о чем! Конечно! Но что это за связи, что это за общение? «Привет-пока»? «Пересечемся-по-де­лу»? «Созвонимся-спишемся»? В бесконечных встречах «накоротке» мы растрачиваем весь за­пал своего социального интереса, своей по­требности в социальных контактах. Запас растрачен, а ощущения полноценного общения не возникло. Вроде бы и должен быть до­волен — ведь столько людей вокруг и такое общение насыщенное, а ощущение социального голода... и хоть ты тресни!

Почему мы чувствуем себя одинокими?

И ведь это не вопрос одиночест­ва, а некого чувства, которое мы называем одиночеством. Я вынужден это уточнять, в противном случае мы не поймем главного.

Когда мы говорим, о нашем «чувстве одиночества», мы не имеем в виду субъекта, который, положим, уже третий год заперт в одиночной камере, сидит там и с тарака­на­ми разговаривает. Поверьте мне, рассказ по­следнего об одиночестве поверг бы нас в ужас! То, что он испытывает в одиночной ка­мере, и то, что мы испытываем, ощущая свое «одиночество» в большом городе, — это абсолютно разные вещи. Послушав такого оче­видца реального одиночества, вам бы и в голову не пришло назвать свое состояние неудовлетворенности миром этим словом.

Но проблема есть и она серьезная. Однажды я со­вершенно случайно услышал по радио весьма приме­чательное интервью с Земфирой – и это просто хороший пример. Сейчас уже я, конечно, не вспомню всех подробностей, не помню и вопро­са, который ей задавали, но ответ ее звучал при­мерно следующим образом: «Иногда я беру свою телефонную книж­ку и начинаю просматривать все номера — кому бы я могла позвонить? У меня в телефоне больше двухсот номеров. И когда я дохожу до послед­ней буквы спи­ска, я понимаю, что позвонить мне некому. Хотя я, несмотря на то, что обо мне пишут, девочка хорошая, куль­турная, и если мне кто-то позвонит ночью и будет рыдать, я его, конечно, выслушаю. Но мне позвонить — некому».

При этом нам ведь с ва­­ми абсолютно очевидно, что на самом деле количество людей, готовых с замиранием сердца выслушать ночные откровения Земфиры, измеряется если не сотнями тысяч, то, по крайней мере, десятками тысяч! И все они с огромным удовольствием сидели бы ночи на­пролет и выслушивали ее горе­сти, поддерживали, говорили, что она лучшая, а все, кто ее подвел, — враги народа и вздернуть их надо вверх ногами. Но она говорит: «Нет, некому мне позвонить». Почему так? Потому что ей не нужно, чтобы ее просто вы­слушали! Ей нужно, чтобы ее выслушал кто-то конкретный... Человек, к которому она — Земфира — испытывала бы опре­деленные чувства. Иными словами, речь идет не о том, что соответствующих людей в ее ок­ружении нет, а о том, что она сама не испытывает к другим тех чувств, ко­торые бы хотела испытывать. Вот в чем дело.

Ну или так еще мо­жно сказать. Нашей условной, конечно, Земфире важно, чтобы ее не просто выслушали, а как-то по-особому выслушали. И чтобы это был ка­кой-то особенный человек, который будет ее слушать и что-то ей говорить. То есть, иными словами, речь идет не об одиночестве, а о за­просе к лю­дям, с которыми она, собст­венно говоря, хочет или не хочет вступать в соответствующее взаимодействие. И у нее такого человека нет. Но правильнее было бы сказать — ее внутреннее состояние не позволяет такому человеку появиться. Да, она хочет, что­бы он появился, но она сама не готова чув­ствовать этого человека так, как чувствуют подлинного своего собеседника. Она будет подсознательно требовать от него быть каким-то, каким он не является. То есть она представляет себе некий идеализированный образ, к которому она будет испытывать некие, опять же идеализированные, чувства.

Надеюсь, вы понимаете, что я говорю сейчас именно о простых людях, а пример с Земфирой я привожу просто для наглядно­сти — даже такой востребованный человек мучается одиночеством. Представьте себе: она приходит в какой-нибудь клуб или еще куда-нибудь и по громкой связи сообщает, что ей тоскливо и она хочет с кем-нибудь по­болтать по душам. У нее же очередь выстроится в три ряда! У нее выбор будет огромный! Кого хочешь — оприходуй и разговаривай хоть до потери сознания! Но не в этом же дело. Не в «одиночестве», а во внутреннем состоянии — во внутренней, то есть нашей собственной, готовности, или неготовности, к этому разговору.

То есть речь идет о наших внутренних проблемах, а не о том, что пустота вокруг. Когда же мы произносим слово «одиночество», то сразу возникает ложное ощущение, что, мол, в этом «моем одиночестве» виноваты — они, окружающие, которые меня бросили, оставили, предали и так далее и тому подобное. Потому что мне НЕКОМУ позвонить. Пребывая в этом не ­явном, но вполне очевидном состоянии обвинителя окружа­ющих, я как бы снимаю, слагаю с себя всякую ответст­венность за тот дискомфорт, который я испытываю.

Почему мы чувствуем себя одинокими?

По сути же речь идет о каких-то моих особенных тре­бованиях к этому миру, к этим людям. Я не говорю, что че­ловек не вправе иметь вот такое, особое ощущение от своего бытия и своих отношений с другими людьми. Но я говорю о том, что на­до сначала очень четко определить корень проблемы, первопричину, источник этих тягостных для себя ощущений.

(Отрывок из книги «Главные вопросы жизни. Универсальные правила»)