Вопрос от подписчика, касающийся эзотерических аспектов иудаизма, звучал так:
«Всё же, что именно и от кого нужно скрывать? Если речь идёт об истине, зачем её прятать? И какова, на ваш взгляд, конечная цель познания этой истины для человека?»
Мир мысли и мир действия
Как уже обсуждалось ранее, влияние на физический мир берёт своё начало в мире мысли. В самом простом понимании это выглядит так: у человека возникает идея, он принимает решение и совершает поступок. Зачастую мысль — это лишь ответная реакция на события окружающей действительности. Однако иногда именно мысль становится первичным импульсом, источником действия. Например, когда человек открывает для себя новый этический или логический принцип и решает воплотить его в жизнь. В этом случае мысль не является реакцией на мир, а, напротив, представляет собой попытку этот мир изменить.
Мысль высшего порядка: от сознания к намерению
Описанное выше — базовый уровень взаимодействия мысли и реальности. Но существует и более высокий порядок воздействия, когда мысль рождается не в пределах человеческого сознания, а за его границами, над ним. В повседневной жизни люди обычно не сталкиваются с этим видом мысли и не осознают её.
Более того, эту «мысль более высокого порядка» не совсем верно называть мыслью в привычном смысле. Обычные мысли существуют только в сознании. То, что находится над ним, ближе к понятию намерение или глубинный замысел. Поэтому область над сознанием логично назвать миром намерений.
Сила и опасность мира намерений
Мир намерений обширен и сложен. Его влияние на физическую реальность может быть чрезвычайно мощным, а иногда и катастрофическим как для самого человека, так и для его окружения.
Обычный человек не управляет своими мыслями в полной мере, а уж тем более — глубинными намерениями. Но тот, кто обретает такую способность, открывает для себя огромные возможности влияния на мир, далеко выходящие за рамки известных законов природы. Неслучайно многие стремятся развить в себе умение «проникать» в подсознание. Однако для этого недостаточно одних лишь тренингов. Требуется глубокое, системное знание об этом мире намерений. Именно это знание часто называют практической мистикой или прикладной каббалой. Тайное учение (сокрытая часть Торы) как раз и содержит всё знание о мире над сознанием.
Почему знание сокрыто? Критерии доступа
И здесь кроется главная причина его секретности. Подобное могущественное воздействие может привести к непоправимым последствиям, если попадет в неподготовленные или нечистые руки. Поэтому традиция предписывает передавать это знание только тем, кто доказал чистоту своих помыслов, зрелость характера и готовность использовать его не для личной выгоды, а для высших целей.
Практическая мистика: не цель, а побочный путь
Важно понимать, что сама практическая мистика не является ни центральной темой, ни конечной целью тайного учения. Это лишь второстепенное, побочное ответвление от него, и в рамках иудейской морали его применение в большинстве случаев запрещено. Почему? Согласно ключевому принципу: «Человек создан не для того, чтобы подчинять духовное материальному, а для того, чтобы подчинить материальное — духовному». Иными словами, задача не в том, чтобы использовать духовные силы для достижения материальных благ, а в том, чтобы саму материальную жизнь направить и использовать для духовного роста.
Истинная цель: обратное воздействие и служение
Следовательно, главная цель этого учения — постижение путей обратного воздействия. Параллельно с движением из мира намерений в мир природы существует и противоположный вектор: из мира природы — в мир намерений. В конечном итоге, это воздействие также возвращается в наш мир, проявляясь в различных событиях, но происходит это иначе, чем в практической мистике. Оно исходит из более высокого источника и следует по иным, возвышенным каналам.
Такое обратное действие имеет гораздо более глубокий смысл и значение. Оно ведёт к исправлению (тикун) духовных миров и называется служением Творцу (Аводат ха-Шем). В этом и заключается подлинный, возвышенный смысл тайного знания.
Служение как воплощение знания: заповеди и намерения
Поэтому в иудаизме служение Всевышнему выражается в исполнении многочисленных и разнообразных заповедей (мицвот) — конкретных физических действий, которые должны сопровождаться определённым, правильным порядком внутренних намерений (каванот). Учение о сути и правильной последовательности этих намерений и составляет центральную, самую важную тему в сокровенном знании.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
• Предыдущая статья •— Как относиться к жизни после смерти?
Если вы нашли что-то ценное в этой статье, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал "Хакнем".