Что определяет будущую успешность человека? Эксперимент, показавший реальные интеллектуальные способности.
(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)
Еще совсем недавно было очень модно гордиться своим «коэффициентом интеллекта». Умным, понятно, быть круто, поэтому если ты получаешь высокие баллы в IQ-тесте, то можно, наверное, считать, что ты где-то на вершине социальной пирамиды.
Все, кажется, логично. Но мода на этот тест сошла. И не случайно.
Выяснилось, что чрезвычайно разрекламированный IQ-тест не обладает никакой прогностической ценностью. То есть, полученный в этом тесте высокий бал не говорит о человеке ничего, кроме того, что он неплохо решает соответствующие IQ-головоломки.
«Коэффициент интеллекта» – красивое название, но те, кто с этим текстом справляются, не демонстрируют в будущем ни большей успешности, ни лучшего качества жизни. У них просто высокий бал по этим головоломкам, и все.
Короче говоря, ученые открыли для себя новую интригующую проблему – как протестировать человека так, чтобы понять, что он действительно умный и сможет конвертировать этот ум в реальные жизненные успехи.
Говард Гарднер создал с этой целью «теорию множественного интеллекта», Дэниэл Гоулман широко разрекламировал «эмоциональный интеллект», Джо Пол Гилфорд создал тест на «социальный интеллект». Но задача так и не была решена.
Ответ пришел откуда не ждали.
В далеких 60-х годах прошлого века заурядный казалось бы стэндфордский профессор Уолтер Мишел проводил нехитрые эксперименты с маленькими детьми.
Сначала он давал им на выбор сладости – печенье, конфету или зефир. Когда ребенок определялся, какую сладость он выберет, Мишел говорил ему: «Если хочешь, я дам тебе эту сладость прямо сейчас. Но если ты подождешь двадцать минут, то я принесу тебе вторую такую же. И ты сможешь съесть обе».
После этого ребенка оставляли один на один с выбранной им сладостью в специально оборудованной комнате, где за ним могли незаметно наблюдать экспериментаторы. Что происходило с детьми – в двух словах не описать!
Они буквально ходили по потолку: пели песни, чтобы отвлечься, сами себя вслух наставляли, уговаривали, били по рукам, залезали под стол, прятали свою сладость (так и хочется сказать – хоббитовскую «прелесть»), чтобы не видеть и не искушаться… Но далеко не всем удавалось справиться с желанием и дождаться обещанной им второй, дополнительной порции.
Ну, – скажете вы, – эксперимент, конечно, зверский, но причем тут интеллект?
Вот и Мишел думал, что не причем. Однако же, ему пришло в голову оценить успешность детей, принимавших участие в его жестоком эксперименте, спустя много-много лет. Результаты этой проверки научную общественность ошеломили.
Если кратко: сейчас в арсенале у психологов есть один-единственный научно-обоснованный тест, позволяющий четко предсказать успешность ребенка в будущем – тест Уолтера Мишела. Или, как его прозвали журналисты – «зефировый» или «машмарлоу-тест».
Конечно, тест Уолтера Мишела не определяет напрямую уровень интеллекта. По сути, он говорит лишь о том, умеет ребенок контролировать свои желания или нет. И как выясняется, если он умеет их сдерживать, то он будет успешен в будущем, если желания берут над ним верх – то увы.
Впрочем, чтобы контролировать свои желания, как доказал тот же Уолтер Мишел, ребенку, как и взрослому, нужны недюжинные интеллектуальные способности.
(Отрывок из книги «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»)