Почему мы думаем по-разному? Первая часть серии отрывков из книги «Троица. Будь больше самого себя!»
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя»)
Представьте себе каких-нибудь приматов – шимпанзе, например, орангутанов и горилл. Они очень схожи друг с другом, но это три разных биологических вида – они живут по-разному, действуют по-разному, а потому и думают как-то по-своему. Так и люди, вроде бы и похожи внешне, а на деле: «три мира – три системы».
Да, кстати, человеческих миров тоже три. Ведь миры, в которых мы с вами живём, создаются нашим мозгом, а он у этих трёх типов людей, как вы наверное уже догадываетесь, разный – по-разному устроенный.
Если всё это пока звучит для вас дико, подумайте о том, как часто вы сталкиваетесь с ситуациями, когда другие люди ведут себя, скажем так – странно, непонятно, неправильно, неадекватно, глупо и т.д.
Вроде бы вы с ними и разговариваете, и даже договариваетесь о чём-то, а потом – бац, и словно не было этого разговора! Всё этот человек делает как-то не так – по-своему интерпретирует, объясняет, действует.
Конечно, мы всегда можем найти этому «разумное объяснение»: не с той ноги встал, семь пятниц на неделе, вожжа под хвост попала, в каждой избушке свои погремушки, у каждого своя правда, в чужой монастырь со своим уставом не лезь, сытый головному не товарищ, чужая душа – потёмки...
Но то, что в массовом сознании сформировалось такое невероятное количество «объяснительных моделей» чужой неадекватности, это, как вы понимаете, не просто так, не от хорошей жизни. Что-то за всем этим скрывается, причём, фундаментальное.
Но если отличия так существенны и серьезны, то почему этого нашего «видового разнообразия» никто до сих пор не замечал? Проблема, как водится, в нашем языке.
Вот я сейчас напишу слово – «стул». Написал. Теперь в голове у каждого из нас возникает свой образ. Но кто какой стул себе представил? Я не знаю, вы не знаете, но все приветливо кивают друг другу головой – понятно же, стул!
При этом, один вообразил себе Железный трон из «Игры престолов», другой – пыточное кресло инквизитора, третий – стул, на котором он сейчас сидит, а четвертый – табурет, с которого он в детстве стихи читал.
Вроде бы и говорили «об одном и том же», и даже поняли друг друга. Но речь-то, на самом деле, вели о разном. Причём, каждый свои выводы сделал, о своём подумал.
А как такое заметишь, если «стул» – он и есть «стул»? Никак. И это с элементарным «стулом» такая петрушка, а что уж говорить в вещах чуть, так скажем, более абстрактных?
Нам только кажется, что все люди одинаково понимают слова «ответственность», «искренность», «логичность», «внимание», «отношение», «любовь», «уважение», «благодарность»…
Мы в иллюзии. Есть три разных, предельно отличных друг от друга способа понимать эти, и другие, вещи.
Честно признаться, я и сам достаточно долго блуждал в потёмках. Очевидно, что проблемы в коммуникации между людьми существуют, но почему даже при взаимном желании договориться, понять друг друга это, мягко говоря, не всегда получается?
Конечно, мне помогло то, что я по образованию врач-психиатр, а нас последовательно обучают тому, что в головах у разных людей творится чёрт знает что, и не надо этому удивляться. О том, как это видят психиатры, я расскажу с самого начала – во «Введении», но это ещё не ответ…
Дальше в ход пойдёт уже мой психотерапевтический опыт. Дело в том, что даже банальные неврозы, которые вроде бы у всех людей одинаковы – панические атаки, например, зависимости и депрессии, – психотерапевтически лечатся по-разному. Как так?
Оказывается, что за внешним однообразием невротических симптомов, которым мы все, в той или иной степени, подвержены, скрываются три разные силы. Всё дело в том, какая именно ветвь инстинкта самосохранения у человека пострадала – индивидуальная, групповая или половая.
Жизнь, власть и секс – вот эволюционные доминанты, вокруг которых крутится наше с вами существование.
Если что-то травмировало ваше чувство физической безопасности – одна история. Если отношения с другими людьми у вас не ладятся – другая. Если же проблема и вовсе скрывается в «сексуальных комплексах» – третья.
Понять истинные мотивы наших действий – это дорогого стоит!
(Отрывок из книги «Троица. Будь больше самого себя»)