Как обстоятельства влияют на нашу оценку друг друга? Почему другие видят нас разными?
(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)
Наша жизнь — это сложное переплетение множества факторов. Каждое наше действие или решение — это не просто свободный выбор, а результат воздействия целого комплекса внешних и внутренних условий. Внешние обстоятельства включают в себя конкретную ситуацию, окружение и контекст. Внутренние же — это наш уникальный психологический мир: мысли, чувства, страхи, желания, знания и убеждения, которые формируют нашу личность.
Пример из жизни: почему книги автора вызывают столь разные реакции
Рассмотрим этот феномен на личном примере. Я пишу книги и сталкиваюсь с огромным спектром мнений. Одни считают, что я трачу время впустую и должен заниматься наукой. Другие критикуют стиль: для кого-то текст слишком сложен, для кого-то — излишне упрощен. Третьи хвалят, называя проект уникальным и своевременным, а четвертые сомневаются в его практической пользе. Возникает вопрос: почему при одном и том же объекте — моих книгах — оценки настолько полярны?
Ответ кроется в том вагоне обстоятельств, который стоит за каждым моим решением в процессе написания. Чтобы не перегружать, выделю лишь ключевые из них.
Обстоятельства, стоящие за авторским выбором
1. Личные возможности и стиль. Я пишу так, как умею. У моего таланта есть естественные границы, и у меня сложился определенный авторский почерк. Выбор в пользу этого стиля, а не какого-то другого, — это мое сознательное решение, ставшее частью моих внутренних обстоятельств.
2. Целевая аудитория. Имея опыт написания сугубо научных работ, я осознал, что их читает очень узкий круг специалистов. Поэтому я решил адаптировать сложные идеи для широкой аудитории, что неизбежно ведет к упрощению. Это обстоятельство диктуется целью — донести знание до большего числа людей.
3. Проблема «понятности». Что значит «писать понятнее»? Это понятие субъективно. Чтобы текст был абсолютно понятен и конкретен для каждого, пришлось бы создавать индивидуальную книгу для каждого читателя, что физически невозможно. Это фундаментальное ограничение.
4. Реалии издательского дела. Работа с издателем накладывает свои условия: требования к тиражу и объему. Это внешнее обстоятельство, с которым приходится считаться, если я хочу, чтобы книги дошли до широкой аудитории, а не остались малым тиражом для избранных.
5. Этика и конфиденциальность. В основе моих историй — реальные люди и случаи. Чтобы не навредить и не нарушить доверие, я часто изменяю детали, имена или опускаю нюансы. Это этический выбор, но он делает некоторые повествования менее детализированными.
6. Ограниченность ресурсов. В сутках всего 24 часа. Помимо писательства, есть другие обязанности и проекты. Нехватка времени — это объективное обстоятельство, влияющее на глубину проработки тем.
7. Личные приоритеты и знания. Я акцентирую внимание на том, что считаю важным, и могу опускать то, что кажется мне второстепенным. Кроме того, есть области, в которых моих знаний или опыта недостаточно, чтобы писать о них с уверенностью. Эти пробелы — тоже часть обстоятельств.
8. Обратная связь и развитие. Я учитываю мнения, которые до меня доходят, и стараюсь совершенствоваться. Но я слышу лишь часть отзывов, и это формирует мое представление о том, что нужно улучшить.
Возвращаясь к оценкам: почему все видят по-разному
Итак, конечный результат — мои книги — это продукт миллионов больших и малых обстоятельств. Теперь становится понятнее, почему реакции на них столь различны. Человек, желающий, чтобы я занимался только наукой, исходит из своих обстоятельств (интереса к чистым исследованиям). Тот, кому текст кажется сложным или простым, оценивает его через призму своего уровня знаний и ожиданий. Тот, кому книги помогают, находит в них пересечение со своим жизненным контекстом.
Я могу понять каждую из этих позиций. Критика, одобрение или равнодушие — все это следствие того, на каком «фоне» человек рассматривает объект (в данном случае — книгу). Этот фон и есть совокупность его уникальных обстоятельств.
(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)