Многие замечали и, возможно, осуждали популярный среди пользовательниц соцсетей образ — так называемый «дакфейс», или губы «уточкой». Это выражение лица, часто встречающееся на селфи, кажется нарочитым и неестественным. Однако у этого феномена есть глубокие социальные и культурные корни, связанные с явлением, которое исследователи называют «зеркальным лицом».
«Зеркальное лицо» — это не просто взгляд на своё отражение. Это целенаправленная поза, которую мы неосознанно принимаем перед зеркалом: поворачиваемся «лучшим» ракурсом, слегка приподнимаем брови, напрягаем скулы, приоткрываем губы. Мы как бы репетируем и корректируем своё изображение, готовя его к социальному взаимодействию.
Откуда берётся эта потребность в «позировании» самому себе?
Ответ кроется в давлении социума и культурных стандартов. Создавая «зеркальное лицо», мы бессознательно стараемся сделать свои черты более приемлемыми и соответствующими актуальным идеалам красоты. Культурные нормы буквально «встраиваются» в наше телесное поведение.
Как отмечает профессор социологии Дженнифер Дэвис, «зеркальное лицо» — исторически изменчивое явление. В каждую эпоху оно отражало свои эстетические предпочтения: например, в 1920-х годах таким жестом могло быть соблазнительное поднесение сигареты к губам. Таким образом, популярные сегодня «губы уточкой» — это не просто причуда, а современный культурный код, мета, которую мы воспроизводим, глядя на своё отражение.
Функции «зеркального лица»
Эта мимическая репетиция выполняет несколько важных психологических функций. Во-первых, это подготовка к тому, как мы хотим выглядеть в глазах других людей. Во-вторых, это практика контроля над своим выражением лица, его «настройка» на социально одобряемую волну: сделать взгляд открытым, придать губам определённую форму, создать лёгкую улыбку. Мы буквально «пересобираем» своё лицо, стремясь к большей привлекательности и соответствию ожиданиям.
Таким образом, ставшее мемом выражение «губы уточкой» — это не просто дань моде, а внешнее проявление глубокого социального механизма, с помощью которого мы постоянно и неосознанно приводим себя в соответствие с культурными канонами.
Лена Низеенко

